Ваше любимое чадо становиться с каждым днем все взрослей и взрослей, и вот ему уже 4 года. Чуткий родитель начинает обращать внимание на развитие своего малыша, интересоваться нормами развития, ведь не за горами школа. И от того, каким будет будущий первоклассник, во многом зависит его успешность в обучении и усвоении школьной программы.
Что же ребенок должен уметь в возрасте от 4 до 5 лет?
Нужно отметить, что на пятом году жизни у ребенка происходят значительные продвижения в общем развитии, а не только в умственном и речевом.
Тело ребенка становиться более крепким потому, что он предпочитает подвижные игры со сверстниками, появляются соревновательные моменты, в которых ребенку хочется победить. Все это приводит к толчку в физическом развитии.
Речь ребенка значительно улучшается. У него лучше и точнее, получается, выражать свои мысли, в первую очередь из-за того, что словарный запас увеличивается почти вдвое и составляет от 2500 до 3000 слов. В его речи появляются прилагательные (светлый, красный), в том числе и притяжательные (собачья кость), показывающие качества предметов (резиновый мяч). Малыш начинает использовать:
— наречия (около),
— сложные предлоги (из-за),
— обобщающие слова (игрушки, овощи, животные).
Активное прибавление словарного запаса приводит к тому, что дети начинают допускать грамматические ошибки или заниматься «словачеством», как бы сказал малыш четырех-пяти лет, если бы его попросили назвать проблему изменения слов.
У ребенка активно развивается фразовая речь. Он начинает распространять и строить сложные предложения.
Развитие умения выражать свои мысли дает возможность к появлению пересказа причем, иногда очень близкого к исходному тесту.
Ребенок уже не тот доверчивый малыш и начинает разбираться в ваших интонациях, а также начинает их транслировать окружающим. Он уже может контролировать громкость голоса и показывать интонации героев, прочитанной сказки.
Мы с вами посмотрели, каким должно быть развитие нормальное ребенка. Но что нужно обратить внимание, если что-то пошло не так успешно, как хотелось бы.
Самое главное, нужно помнить, что семья является главным источником развития ребенка. Всем членам семьи необходимо следить за своей речью, интонацией, которая должна быть доброжелательной и спокойной.
Помните, что любое общение с ребенком должно быть развивающим.
Так, играя обращайте внимание на признаки предметов. Лучше попросить подать не просто мячик, а синий мяч. Описывая предмет, уделяйте внимание не только цвету, а еще величине, то какой он на вкус или ощупь.
Обязательно рассказывайте о временах года, днях недели. Тому, как зовут папу и маму, и где они работают. Вся эта работа поможет развить словарный запас вашего малыша.
Раннее в статье говорилось о том, что быстрый набор слов может приводить к грамматическим ошибкам. Особые ошибки связаны с изменением слов с единственного в множественное число, например «ухо-уши».
Желательно сразу исправлять ошибки у ребенка, но делать это в мягкой, доброжелательной форме, давая правильный речевой образец. Иначе ребенок запомнит неправильное словоизменение, и переучить в дальнейшем его будет достаточно сложно.
Нужно обращать внимание, и на связную речь, т.е. умение ребенка рассказывать. В этом случае помогут пересказы сказок, мультиков или составление рассказа по картинке.
К пяти годам у ребенка должен быть сформирован речевой слух или фонематическое восприятие. Поэтому уже с такого раннего возраста стоит начать учить ребенка выделять звуки, например, первый звук слова или попросить определить спрятался ли нужный звук в слове.
В заключении, хотелось бы еще раз напомнить родителям о важности раннего развития ребенка. Если вас, что либо обеспокоило, то не откладывайте поход к специалисту на потом. Ведь каждый день промедления в будущем может стоить ребенку успешного обучения.
Недаром говорят, что лучшее, что может сделать родитель – это потратить свое время на ребенка.