Дисграфия в подростковом возрасте. Что делать? Простые и эффективные советы

Дисграфия – это нарушение письма, связанное с недостатками в формировании языковых навыков.

Проявляться дисграфия начинает с момента освоения ребенком письма. Она хорошо корректируется в раннем возрасте. Но бывает такое, что родители, учителя, а иногда и сами дети начинают обращать на повторяющиеся из раза в раз ошибки. Причем эти ошибки не связаны со знанием правил орфографии, поэтому их могут называть «глупыми».

«Ну, как ты можешь допускать такие ошибки?» — часто спрашивают взрослые у ребенка, который и сам не понимает, почему же он так пишет.

Давайте разбираться, что такое дисграфия и можно ли помочь ребенку преодолеть ее последствия в более старшем возрасте. Подростковый возраст накладывает свои особенности в восприятие ребенком самого себя, а также тех слабостей и ошибок, которые они допускают. Здесь поможет знание принципов развития и помощи ребенку в подростковом возрасте.

Как проявляется дисграфия у подростков?

У подростков, как и у любого возраста, дисграфия проявляется в затруднениях при письме: пропуски букв, перестановки слогов, нарушение структуры слов.

В этом возрасте, как и в любом другом, коррекция требует комплексного подхода, включающего работу специалистов, родителей и самих подростков.

Почему появляется дисграфия?

Среди многих причин, приводящих к дисграфии, можно выделить несколько:

– Нарушения фонематического восприятия.

Подросток путает звуки, схожие по звучанию, что отражается на письме.

— Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза.

Трудности с делением слова на слоги или буквенный состав.

— Проблемы с моторикой.

Неразвитая мелкая моторика рук затрудняет письменные действия.

— Общие когнитивные нарушения.

— Проблемы с памятью, вниманием и логическим мышлением.

Как можно помочь ребенку с дисграфией?

Среди практических рекомендаций для работы с подростками можно выделить:

  1. Индивидуальный подход

Каждый случай дисграфии уникален, поэтому важно учитывать уровень сложности проблемы и личные особенности подростка.

  1. Интеграция разных специалистов

Работа над дисграфией требует участия логопеда, психолога и учителя. Логопед помогает устранить языковые нарушения, психолог – работать над мотивацией, учитель – адаптировать задания.

  1. Создание комфортной атмосферы

Подростки часто стесняются своих ошибок, поэтому важно избегать критики и поддерживать их усилия.

  1. Регулярность и систематичность

Ежедневные тренировки дают лучшие результаты, чем редкие интенсивные занятия.

Можно, что-то из практики работы по коррекции дисграфии?

Давайте рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий, которые помогут увидеть основные направления работы по коррекции дисграфии:

  1. Развитие фонематического слуха

— Игра «Лишний звук»: предложите подростку выбрать слово, где есть лишний звук. Например, «молот, молоко, молокоть».

— Составление цепочек слов: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего (дом – море – ель).

  1. Развитие языкового анализа и синтеза

— Упражнение «Разбери слово»: подросток делит слово на буквы, слоги или морфемы. Например: «переезд» = пе-ре-езд.

— Найди ошибку: в заранее написанном тексте подросток должен найти и исправить ошибки.

  1. Развитие зрительно-пространственного восприятия

— Обводка букв и слов: подростку дают текст, где буквы размыты или частично стерты, и просят их восстановить.

— Зеркальное письмо: напишите слово в зеркальном отображении, а подросток должен его прочитать или переписать правильно.

  1. Укрепление мелкой моторики

— Графические диктанты: рисование по точкам или узоров.

— Занятия с пальчиковыми тренажерами: мячики, кольца, лабиринты.

  1. Упражнения на развитие памяти

— Игра «Запомни и напиши»: подростку показывают слово или предложение на 10 секунд, затем он должен написать его из памяти.

— Ассоциации: создайте визуальные или словесные образы для сложных слов.

Что можно посоветовать родителям детей с дисграфией?

Будьте терпеливы. Коррекция дисграфии – это длительный процесс, требующий времени. Стимулируйте самостоятельность ребенка. Поощряйте подростка работать над своими ошибками. Для повышения мотивации используйте современные технологии. Например, приложения для тренировки письма и грамотности.

Коррекция дисграфии в подростковом возрасте – это не только работа над ошибками, но и развитие уверенности в своих силах. Регулярные занятия, поддержка со стороны специалистов и родителей помогут подростку не только преодолеть трудности в письме, но и улучшить успеваемость в целом.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх