Дисграфия – это нарушение письма, связанное с недостатками в формировании языковых навыков.
Проявляться дисграфия начинает с момента освоения ребенком письма. Она хорошо корректируется в раннем возрасте. Но бывает такое, что родители, учителя, а иногда и сами дети начинают обращать на повторяющиеся из раза в раз ошибки. Причем эти ошибки не связаны со знанием правил орфографии, поэтому их могут называть «глупыми».
«Ну, как ты можешь допускать такие ошибки?» — часто спрашивают взрослые у ребенка, который и сам не понимает, почему же он так пишет.
Давайте разбираться, что такое дисграфия и можно ли помочь ребенку преодолеть ее последствия в более старшем возрасте. Подростковый возраст накладывает свои особенности в восприятие ребенком самого себя, а также тех слабостей и ошибок, которые они допускают. Здесь поможет знание принципов развития и помощи ребенку в подростковом возрасте.
Как проявляется дисграфия у подростков?
У подростков, как и у любого возраста, дисграфия проявляется в затруднениях при письме: пропуски букв, перестановки слогов, нарушение структуры слов.
В этом возрасте, как и в любом другом, коррекция требует комплексного подхода, включающего работу специалистов, родителей и самих подростков.
Почему появляется дисграфия?
Среди многих причин, приводящих к дисграфии, можно выделить несколько:
– Нарушения фонематического восприятия.
Подросток путает звуки, схожие по звучанию, что отражается на письме.
— Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза.
Трудности с делением слова на слоги или буквенный состав.
— Проблемы с моторикой.
Неразвитая мелкая моторика рук затрудняет письменные действия.
— Общие когнитивные нарушения.
— Проблемы с памятью, вниманием и логическим мышлением.
Как можно помочь ребенку с дисграфией?
Среди практических рекомендаций для работы с подростками можно выделить:
Индивидуальный подход
Каждый случай дисграфии уникален, поэтому важно учитывать уровень сложности проблемы и личные особенности подростка.
Интеграция разных специалистов
Работа над дисграфией требует участия логопеда, психолога и учителя. Логопед помогает устранить языковые нарушения, психолог – работать над мотивацией, учитель – адаптировать задания.
Создание комфортной атмосферы
Подростки часто стесняются своих ошибок, поэтому важно избегать критики и поддерживать их усилия.
Регулярность и систематичность
Ежедневные тренировки дают лучшие результаты, чем редкие интенсивные занятия.
Можно, что-то из практики работы по коррекции дисграфии?
Давайте рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий, которые помогут увидеть основные направления работы по коррекции дисграфии:
Развитие фонематического слуха
— Игра «Лишний звук»: предложите подростку выбрать слово, где есть лишний звук. Например, «молот, молоко, молокоть».
— Составление цепочек слов: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего (дом – море – ель).
Развитие языкового анализа и синтеза
— Упражнение «Разбери слово»: подросток делит слово на буквы, слоги или морфемы. Например: «переезд» = пе-ре-езд.
— Найди ошибку: в заранее написанном тексте подросток должен найти и исправить ошибки.
Развитие зрительно-пространственного восприятия
— Обводка букв и слов: подростку дают текст, где буквы размыты или частично стерты, и просят их восстановить.
— Зеркальное письмо: напишите слово в зеркальном отображении, а подросток должен его прочитать или переписать правильно.
Укрепление мелкой моторики
— Графические диктанты: рисование по точкам или узоров.
— Занятия с пальчиковыми тренажерами: мячики, кольца, лабиринты.
Упражнения на развитие памяти
— Игра «Запомни и напиши»: подростку показывают слово или предложение на 10 секунд, затем он должен написать его из памяти.
— Ассоциации: создайте визуальные или словесные образы для сложных слов.
Что можно посоветовать родителям детей с дисграфией?
Будьте терпеливы. Коррекция дисграфии – это длительный процесс, требующий времени. Стимулируйте самостоятельность ребенка. Поощряйте подростка работать над своими ошибками. Для повышения мотивации используйте современные технологии. Например, приложения для тренировки письма и грамотности.
Коррекция дисграфии в подростковом возрасте – это не только работа над ошибками, но и развитие уверенности в своих силах. Регулярные занятия, поддержка со стороны специалистов и родителей помогут подростку не только преодолеть трудности в письме, но и улучшить успеваемость в целом.