Применение развивающего сортера в работе учителя-логопеда: методики и практические материалы

Мы все отлично знаем о том, что развитие речи у детей тесно связано с мелкой моторикой, логическим мышлением и способностью к классификации предметов.

Как совместить все развивающие направления в одной форме работы?

Хочется познакомить вас с одним из эффективных инструментов, который можно использовать на логопедических занятиях — развивающий сортёр.

Что такое развивающий сортер?

Развивающий сортёр — это образовательная игрушка или пособие, предназначенное для обучения детей через игру методом сортировки предметов по определённым признакам.

Он представляет собой основу с отверстиями разной формы, размера или цвета, куда необходимо вставить соответствующие фигуры или объекты.

Сортёры могут быть изготовлены из дерева, пластика, ткани или картона и часто содержат тематические элементы: геометрические фигуры, цифры, буквы, изображения животных или бытовых предметов.

Среди особенностей развивающего сортёра можно выделить сортировку предметов, где основной принцип заключается в необходимости сопоставить предмет с его «местом», исходя из заданного признака (форма, цвет, размер или категория).

Из функций помимо основного назначения, сортёры могут быть использованы для обучения счёту, логическому мышлению и связной речи.

Среди плюсов развивающего сортера можно отметить:

— Интерактивный характер работы, требующий активности и взаимодействия ребёнка с материалом. Именно интерактивность делает процесс обучения увлекательным и эффективным.

— Развитие мелкой моторики, так при работе с сортером ребенок производит манипуляции с небольшими предметами, которые укрепляют мелкие мышцы рук и подготавливают кисть к письму.

— Формирование логического мышления, потому что ребёнок учится анализировать и сопоставлять предметы по заданным параметрам.

— Развитие речи, в частности, в логопедической практике сортёры активно применяются для автоматизации звуков и расширения словарного запаса.

— Обучение классификации, включающей сортировку по группам, которая способствует формированию начальных математических и аналитических навыков.

— Развитие усидчивости и внимания — работа с сортёром требует концентрации и последовательности действий.

— Расширение словарного запаса связано с организацией работы по лексическим темам (животные, посуда, фрукты и т.д.).

— Формирование грамматического строя речи через составление предложений с использованием отсортированных предметов.

— Развитие связной речи посредством описания предметов, составления рассказа по картинке, создание историй.

Как вы видите, развивающий сортер выступает для ребенка не только в качестве  увлекательного игрового, но и способствует решению широкого спектра коррекционных задач.

Какие практические упражнения можно провести с сортером?

Развивающий сортер дает возможность организации множества интересных заданий, среди которых можно выжелить такие, как:

Упражнение : «Назови предмет»

Цель: развитие словарного запаса и правильного произношения.

Описание: Ребёнок достаёт фигуры из сортёра, называет предмет и его признаки (цвет, форма, назначение). Если в слове встречается нужный звук, логопед просит повторить его несколько раз. Пример: «Это — мяч. Он круглый и жёлтый. Скажи слово «мяч» громко и чётко».

Упражнение : «Сортируем по звуку»

Цель: автоматизация звуков.

Описание: Предметы сортёра разделяются по звукам, на которые начинается их название (например, «С» — сапог, солнце; «Л» — ложка, лампа). Ребёнок проговаривает слова, выделяя нужный звук.

Упражнение : «Найди пару»

Цель: развитие логического мышления и связной речи.

Описание: Ребёнку предлагается соединить предметы в пары по смыслу (например, ложка — тарелка, машина — дорога). После нахождения пары ребёнок объясняет свой выбор и составляет предложение с этими словами. Пример: «Ложка нужна для тарелки. Я ем суп ложкой из тарелки».

 Упражнение : «Кто где живёт?»

Цель: расширение лексики и развитие классификации.

Описание: Логопед подбирает тематические фигуры (например, животные и их дома). Ребёнок сортирует их, проговаривая: «Кошка живёт в доме», «Пчела живёт в улье».

Упражнение : «Расскажи историю»

Цель: развитие связной речи и воображения.

Описание: Ребёнок достаёт несколько предметов из сортёра и придумывает по ним короткий рассказ. Логопед помогает составить связное повествование. Пример: «Я достал мяч, машину и мальчика. Мальчик катил машину, а потом играл мячом».

Не обязательно для логопедических занятий покупать развивающий сортер, его можно изготовить самостоятельно.

Для этого используйте картонную коробку с прорезями разной формы. Для сортировки подойдут плоские карточки с изображениями предметов, тематические наборы фигурок или предметов (животные, фрукты, мебель), цветные кубики или фишки, которые ребёнок сортирует по цвету или размеру.

Таким образом, развивающий сортёр является универсальным инструментом, сочетающии игровую активность с обучением, что делает его незаменимым в коррекционной и образовательной практике, особенно для детей младшего возраста

Он развивает у детей мелкую моторику, логику, связную речь и фонематический слух, что делает занятия интересными и продуктивными.

Систематическое применение упражнений с сортёром позволяет достигать значительных результатов в коррекции речи и общем когнитивном развитии детей.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх