С моим ребенком очень трудно! Почему и, что такое «педагогическая запущенность»?

Сама не раз в разговоре слышала, да и вы, наверное, что у того или иного ребенка «педагогическая запущенность». Недоумевающие родители зачастую не понимают, как они могли «запустить» своего ребенка, ведь они его так любят и стараются дать ему, как «можно больше».

Давайте разбираться, что такое «педагогическая запущенность» и причины её появления.

Когда у ребенка из-за недостатков воспитания и обучения нарушено развитие, это явление называется педагогической запущенностью. Иными словами, такой ребенок отличается от своих сверстников:

— инфантилизмом,

— снижением интеллектуальных способностей,

— узостью кругозора,

— слабой уравновешенностью,

— трудностями социализации,

— аморальными поступками и т.д.

Обратите внимание, что количество «трудновоспитуемых» или «педагогически запущенных детей» постоянно колеблется, но большую распространенность данное явление всегда получало среди мальчиков.

Причины запущенности

Среди условий, которые влияют на появление педагогической запущенности можно отнести:

Отношения в семье

Давайте перечислим, как родители своим поведением могут создать условия для развития запущенности:

Правила воспитания

Каждый родитель воспитывает по своему, в итоге ребенок приспосабливается и начинает манипулировать окружающими в свою пользу.

Сильная любовь

Сейчас в большинстве своем дети «желанные», поэтому их очень сильно «любят». Так сильно, что они сами и шагу сами ступить не могут. Их постоянно контролируют и опекают.

Жестокость

Это другая сторона медали, когда за все наказывают, а проблемы те же самые.

«Я тебе помогу»

Есть мамочки, которые так любят помогать своим деткам, что им можно совсем ничего не делать.

В итоге,  ребенку обеспечены низкая самостоятельность, инфантильность и д.р.

«Сам себе хозяин» или попустительство

Здесь ребенок привыкает решать все сам, как он хочет, не считаясь с мнением окружающих взрослых, которые ему позволяют это делать.

«Сами хороши»

К сожалению, многие неблагополучные семьи дают ребенку опыт асоциального поведения родителей с курением, драками, злоупотреблением и т.д. Кода ребенок с малых лет это видит, ему сложно принять иные социальные нормы.

«Недетская» жизнь

Ребенок иногда вынужден, заботится о себе сам или выполнять обязанности взрослого.

Среда для образования

Продолжает начатое семьей школа, трудновоспитуемость закрепляется при взаимодействиях с учителями и одноклассниками, их невнимании к потребностям  ребенка, образовательный процесс без учета его индивидуально-психологических особенностей.

Отношения в социуме

При конфликтом поведении с окружающими, куда входят родители, педагоги и сверстники, у ребенка формируется социальная изолированность. Ему не с кем общаться в школе, дома и он уходит в асоциальную среду, где его «лучше понимают».

Особенности ребенка

Нельзя «уповать» только на окружение, конечно, от ребенка тоже многое зависит. В первую очередь влияние оказывают наличие соматических заболеваний, эмоциональные, личностные, психические черты ребенка, наследственная предрасположенность и д.р. Они либо препятствуют развитию, либо создают благодатную почву для развития педагогической запущенности.

Обратите внимание, что дети со слабой нервной системой, склонные к развитию депрессий, с низким уровнем социальной активности и наличием акцентуаций в характере относятся к группе риска.

Как понять, что у ребенка педагогическая запущенность?

Среди характеристик педагогической запущенности можно выделить:

— низкий уровень образованности, воспитанности и развития,

— эмоциональная неустойчивость,

— высокая внушаемость,

— «застревание» в игровой деятельности,

— нехватка учебного интереса,

— конфликтность,

— «вызывающее» поведение, которое с возрастом может перейти в «асоциальное» с курением, наркотиками, пьянством и т.д.

С переходом ребенка в подростковый возраст, все выше перечисленные черты усиливаются. Конфликты и грубость нарастают, развивается отказ от общепринятых норм.

Обратите внимание, что данное поведение может наблюдаться у ребенка при некоторых особенностях развития, например, при гиперактивности, ЗПР и т.д.

Можно ли что-то сделать?

Спешу успокоить родителей, что все выше перечисленные «ужасы» можно откорректировать. Если читая статью, вас что-либо смутило, то не откладывайте визит к психологу или социальному педагогу. Именно эти специалисты помогут определиться с программой коррекции, которая может включать работу с семьей, школой, ребенком.

В заключении, еще раз хотелось бы отметить важность раннего выявления проблемы. Ведь чем младше ребенок, тем он пластичнее и быстрее готов откликнуться на изменения в окружающем мире. Он еще готов быть и стать «хорошим» в глазах родителей и значимых людей.

Удачи и терпения!

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх