А вы знали, что есть удивительные упражнения, которые помогут снять усталость, повысить работоспособность и дать толчок к развитию ребенка. Да, вот такое волшебство творят кинезиологические упражнения.
Они играют важную роль, как в общем развитии детей, так и в речевом. Кинезиологические упражнения направлены на синхронизацию работы полушарий мозга, улучшение координации движений и стимуляцию нервных связей, что способствует общему развитию ребенка, в том числе его речевых способностей. Особенно они эффективны для детей с задержками речевого развития и нарушениями координации.
Что такое кинезиология?
Кинезиология — это наука о движении, которая изучает влияние физических упражнений на работу нервной системы. В контексте детского речевого развития кинезиологические упражнения помогают активизировать зоны мозга, отвечающие за речь. Упражнения основываются на простых движениях, которые задействуют обе стороны тела и требуют синхронизации движений рук и ног, что стимулирует развитие речевых навыков.
Каково влияние кинезиологических упражнений на речь?
Исследования показывают, что двигательная активность напрямую связана с развитием мозга, в том числе тех его частей, которые отвечают за речь. Мозг устроен таким образом, что координация движений, работа правого и левого полушарий, а также мелкая и крупная моторика напрямую влияют на речевые способности.
Специальные движения улучшают кровообращение, способствуют доставке кислорода и питательных веществ к мозгу, что стимулирует его активность. Кроме того, координационные упражнения развивают нервные связи между правым и левым полушариями мозга, улучшая тем самым когнитивные процессы, такие как внимание, память и речь.
Когда ребенок выполняет специальные движения, задействующие обе стороны тела, происходит активация полушарий мозга. Это важно, потому что речь также требует согласованной работы обоих полушарий: левое отвечает за вербальные функции, а правое — за интонацию и эмоциональную окраску речи. Совместная работа этих отделов мозга позволяет ребенку более эффективно воспринимать и воспроизводить речь.
У детей с задержкой речевого развития часто наблюдаются проблемы с координацией движений и взаимодействием между полушариями мозга. Кинезиологические упражнения помогают устранить эти проблемы, активируя те части мозга, которые отвечают за речь, а также улучшая общую моторику.
Доказано, что кинезиологические упражнения способствуют улучшению памяти, внимания, скорости мышления, что крайне важно для речевой деятельности. У детей, которые их выполняют, наблюдаются следующие улучшения:
— увеличение словарного запаса,
— развитие грамотной речи,
— улучшение артикуляции,
— формирование способности к восприятию и запоминанию новой информации.
Что же это за волшебные упражнения?
Наверное, при чтении статьи возникли сомнения, а смогу ли я выполнять с ребенком эти задания. Может это очень сложно? Спешу развеять ваши сомнения. Упражнения очень простые и научиться их выполнять сможет каждый. Ниже приведены несколько классических кинезиологических упражнений.
«Ладушки». Это упражнение, где ребенок хлопает в ладоши в такт словам или песенке. Оно развивает ритмичность, координацию и синхронизацию движений с речью. Можно добавить усложнение: одной ладошкой хлопать по груди, а другой по колену, чередуя движения.
«Лестница». Ребенок поднимает руки вверх поочередно, имитируя шаги по невидимой лестнице. Это задание тренирует координацию и помогает синхронизировать движения правой и левой сторон тела, развивать взаимодействие полушарий мозга, что способствует улучшению речи.
При выполнении этого упражнения можно проговаривать вслух названия чисел, слов или простых фраз, что дополнительно стимулирует речевые центры.
«Мельница». Дети делают круговые движения руками: сначала обеими руками в одном направлении, затем в разных. Это упражнение улучшает координацию и помогает синхронизировать работу полушарий мозга.
«Рисование обеими руками». Малыш одновременно рисует разные фигуры правой и левой рукой. Это упражнение развивает пространственное восприятие и координацию движений, что положительно влияет на развитие речи.
Важно, чтобы ребенок старался выполнять движения синхронно, что помогает стимулировать работу обоих полушарий. Для усложнения можно предложить рисовать разные фигуры каждой рукой.
«Кросс-движения». Ребенок поднимает правую руку и касается левого колена, затем левой рукой правого колена. Такие перекрестные движения активируют связи между полушариями мозга, что улучшает не только физическую координацию, но и развитие речи.
Как выполнять кинезиологические упражнения?
Данные упражнения необходимо проводить регулярно, начиная с простых движений и постепенно усложняя задания. Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребенок не переутомлялся. Главное — проводить их в игровой форме, чтобы сохранить интерес малыша к занятиям. Упражнения должны быть веселыми и интересными, чтобы ребенок выполнял их с удовольствием. Кроме того, важно постепенно увеличивать сложность заданий. Начинайте с простых движений, например, хлопков или шагов на месте, и переходите к более сложным упражнениям, требующим синхронизации рук и ног.
Помните, что успех заключается в регулярности и постепенном увеличении нагрузки.
Мы с вами посмотрели, что кинезиологические упражнения оказывают значительное влияние на речевое развитие детей. Они способствуют улучшению координации, межполушарного взаимодействия и стимулируют речевые центры мозга. Между тем, их можно легко внедрить в ежедневные занятия с ребенком, способствуя его общему развитию. Регулярные занятия помогают детям быстрее развивать речевые навыки, улучшать артикуляцию и расширять словарный запас.