Мы уже с вами говорили о тесной взаимосвязи между развитием двигательной сферы ребенка, в частности тонкие движения пальцев рук, и его развитием, а особенно речью.
Поэтому, когда родитель ещё задумывается над вопросом «Что это такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?«, а также стоит ли заниматься с ребенком играми в мяч, пластилин, крупами, раскрасками и т.д., он уже опоздал. Ведь чем раньше начать занятия с малышом, тем больше пользы для его развития.
Упражнения на развитие общей моторики
Основная работа по развитию общей моторики заключается в совершенствовании движений детей, развитию их координации, обучению ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса, закреплению понятий «движение вправо-влево» и т.д.
Регуляция мышечного тонуса
Регуляции мышечного тонуса помогут упражнения при выполнении, которых мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются, такие как:
«Лодочка» (Лежа на спине нужно вытянуть руки над головой, затем одновременно поднимать руки, ноги и голову),
«Росток» (Малыш на корточках, голова в коленях, руки охватывают колени. Он медленно поднимается, распрямляя ноги, выпрямляя туловище, как семя прорастает в росток)
«Кукольный театр» (Предложите ребенку представить, что он является частью кукольного представления. Та часть, которая закреплена нитью является напряженной, остальное расслаблено. Взрослый дергает веревочки, и кукла начинает двигаться)
Положение в пространстве
Развитию ощущения границы тела и его положения в пространстве помогут упражнения, когда ребенок передвигается разнообразными способами:
— перекатываясь в разные стороны, лежа на спине, сидя на корочках,
— ползать на животе, спине, четвереньках с помощью и без помощи рук.
При этом взрослый может давать направление малышу, указывая куда двигаться (вправо, влево, вперед, назад) или ребенок сам определять, куда ему двигаться.
Ориентация в пространстве
Данные упражнения могут развить глазомер малыша, научить его определять положение вправо, влево, вперед, назад.
«Горячо-холодно»
Прячется предмет, а ребенок, используя указания взрослого, ищет его.
«Как в зеркале»
Взрослый выполняет движения, а ребенок, стоя напротив него, его отзеркаливает, работая вместе с ним.
«Графический диктант»
По указаниям взрослого ребенок рисует линии на листах в клетку. При правильном выполнении инструкций должен получиться рисунок.
Энергизация или повышение активности
— самомассаж уха, кистей рук через растирание,
— хлопки в ладоши,
— растирание рук и ног.
Развитие мелкой моторики
Любая манипуляция ребенком мелкими предметами, работа с пластилином, раскрашивание, рисование влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук. Кроме этого с ребенком можно учиться:
— завязывать и развязывать шнурки, ленточки,
— застегивать и расстегивать пуговицы,
— вырезать из бумаги,
— открывать и закрывать банки с закручивающимися крышками,
— плести косички,
— перебирать крупы,
— выполнять пальчиковую гимнастику и т.д.
Материалов для развития общей и мелкой моторики много. Вам родители остается лишь найти время, набраться терпения и поиграть со своим малышом. Возможно, у него не сразу все получиться, но со временем пальчики станут крепче и более подвижными. Они станут более развитыми, а значит, мышление и речь тоже получат развитие.