У вас есть желание помочь своему малышу проговаривать звуки красиво и правильно, то данная статья именно для вас. Предлагаю позаниматься с малышом, используя основы логоритмики.
Что такое логоритмика?
Логоритмика — это методика, сочетающая элементы логопедии и ритмики, которая направлена на развитие правильного произношения звуков и ритмических навыков у детей.
Одной из главных задач логопедии является постановка и автоматизация звуков. Шипящие – это достаточно большая группа звуков, таких как [ш], [ж], [ч], [щ] дефекты произношения, которых значительно ухудшают качество речи.
В основе логоритмической методике используются различные упражнения, которые помогают детям правильно произносить звуки в игровой и ритмичной форме.
Логоритмические упражнения, а это реально выполнить самостоятельно?
На первый взгляд, кажется, что логоритмика – это сложно. А на самом деле можно подобрать простые и доступные упражнения весь секрет, которых состоит в регулярности выполнения.
Давайте, рассмотрим некоторые типы простых и доступных заданий.
- Разогревающие упражнения
Прежде чем перейти к практике произношения шипящих звуков, важно провести подготовительный этап с разогревающими упражнениями. Это помогает детям настроиться и подготовить речевой аппарат.
— Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и языка, такие как «Трубочка», «Заборчик», «Чашечка», улучшают подвижность органов артикуляции, что необходимо для правильного произнесения шипящих звуков.
— Дыхательная гимнастика
Упражнения на выдох, например, «Дуем на свечу» или «Заводим моторчик», помогают развивать правильный поток воздуха, который требуется для произношения шипящих.
- Логоритмические упражнения для автоматизации шипящих звуков
Логоритмические упражнения сочетают в себе произношение шипящих звуков с ритмическими движениями. Это помогает детям осознавать звуки и правильно их произносить, одновременно синхронизируя речь с движением. — «Ш-ш-ш – шуршат листья».
Попросите детей встать в круг и изобразить, как «шуршат листья», произнося звук [ш] плавно и ритмично. Дети могут делать легкие покачивающиеся движения руками, будто листья колышутся на ветру.
— «Ж-ж-ж – жужжат пчелы».
Дети представляют, что они пчелы, жужжащие над цветами. Произнося [ж], они бегают по кругу и останавливаются на определенных звуках по команде логопеда. Это помогает автоматизировать звук [ж] в движении.
— «Ч-ч-ч – чух-чух паровоз».
Имитируя движение паровоза, дети могут произносить звук [ч] в ритме, соответствующем движению «чух-чух». Педагог задает темп, и дети следуют его ритму.
— «Щ-щ-щ – щебечет птица».
Дети издают звук [щ] и представляют, что это звук щебета птицы. Движения руками имитируют крылья птицы. Это упражнение помогает усвоить звук [щ] через игру и воображение.
- Упражнения на закрепление звука в словах и фразах
Для закрепления шипящих звуков в речи полезны ритмические упражнения с простыми фразами и скороговорками. Они учат детей произносить звуки в естественной речи и придают уверенность в произношении. Скороговорки и стихи. Проговаривая простые скороговорки с шипящими звуками, дети учатся произносить звуки в контексте слов. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «У Жени жужжит жук».
Педагог может сопровождать каждое слово движением, например, шагать при каждом слоге. Повторение фраз, таких как «Ш-ш-ш – тишина в лесу» или «Ч-ч-ч – часики идут», в такт хлопкам или шагам помогает ребенку запомнить произношение звука в ритмичной форме.
- Музыкальные логоритмические упражнения
Музыка — отличный инструмент для логоритмики. Включив музыкальные упражнения, можно сделать занятия еще интереснее для детей. Игра с барабаном или бубном. Педагог задает ритм с помощью ударного инструмента, а дети произносят шипящие звуки в такт музыке. Это помогает развивать чувство ритма и умение различать. Пение с акцентом на шипящие. Простые детские песенки, где можно вставлять звуки [ш], [ж], [ч], [щ], помогут закрепить звуки в музыкальном ритме. Например, «Жужжат пчелы в саду» или «Щебечут птички на ветках».
В заключении, хотелось бы отметить, что логоритмические упражнения при автоматизации шипящих звуков оказывают положительное влияние на развитие речи у детей, делая процесс увлекательным и эффективным. С помощью этих упражнений дети учатся не только правильно произносить звуки, но и синхронизировать речь с движениями, что развивает их ритмическое и слуховое восприятие. Занимаясь регулярно, дети быстро осваивают правильное произношение шипящих звуков, и этот результат фиксируется на уровне подсознания благодаря ритмическим движениям и игре.