Артикуляционная гимнастика для звука [Р]

Звук [Р] является, наверное, самым трудным в постановке, ведь он требует от ребенка умения управлять органами артикуляции, дыханием, а также огромного желания достичь успеха.

Очень часто трудности в произношении звука [Р] обусловлены малой подвижностью языка, поэтому систематическое выполнение артикуляционной гимнастики является одной из причин, которые помогут облегчить решение этой проблемы.

Наверное вы помните, что звуки [Р]-[Р’] относятся к группе позднего онтогенеза, поэтому, как правило, ребенок начинает их говорить позже остальных согласных. Если вы заметили у малыша ограниченную подвижность языка, необходимо проконсультироваться у специалистов заранее, а также начать выполнение специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р]

«Лопатка»

Нужно немного открыть рот и выложить широкий язык в спокойном состоянии на нижнюю губу, и удерживать его в покое, считая от 5 до 10.

«Маляр»

Губы в улыбке, а далее приоткрыть рот. Широкий язык гладит твердое небо, передвигаясь кончиком языка вперед и назад, от передних верхних зубов по бугоркам, челюсть при этом остается неподвижной.

«Ах, какое вкусное варенье!»

Открыть рот и широкий язык при этом облизывает верхнюю губу по направлению сверху вниз. В этом упражнении работать при открытом рте следует только языком, челюсть не двигается.

«Барабан»

Улыбнувшись, открыть рот, язык поставить за верхние зубы и много раз стучать по ним со звуком: «Д-д-д-…». Сначала нужно научиться выполнять данное заданий в медленном темпе, затем его следует потихоньку увеличивать. Звук «Д» необходимо проговаривать на сильной воздушной струе.

«Лошадка»

При открытом рте нужно по цокать языком, прижимая широкий язык к небу и с громким щелканьем отрывать его, при этом стараться держать кончик языка как можно ближе к передним верхним зубам.

«Грибок»

Нужно постараться присосать язык по всей поверхности неба, подъязычная связка должна испытывать небольшое растяжение и напряжение.

«Гармошка»

Задание выполняется, когда ребенок усвоил упражнение «Гармошка». Поставить язык, как при упражнении «Гармошка», сохраняя это положение открывать и закрывать рот, при этом подъязычная связка должна испытывать небольшое растяжение.

«Качели»

Упражнение выполняется в 5-6 повторений при открытом рте и неподвижной челюсти, языком нужно дотянуться до верхних, а потом опустить его к нижним зубам.

«Фокусник»

Для этого упражнения понадобиться ватка или бумажка, которые нужно устроить на нос ребенку, а затем, положив язык на верхнюю губу выдохнуть, направляя воздушную струя по языку вверх. Бумажка или ватка при этом должна взлететь вверх.

«Комар»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык находиться за верхними зубами. На выдохе нужно произнести звук: «З-з-з-…», в итоге должно получиться что-то похожее между «Ж» и «З».

Обратите внимание, что при выполнении артикуляционной разминки вдох выполняется через нос, а выход при выполнении упражнения.

Постарайтесь превратить артикуляционную гимнастику в приключение или квест, который поможет язычку правильно сказать звук «Р», а в помощники позовите любимые игрушки или героев мультфильмов вашего ребенка.

Дружелюбная и спокойная обстановка, помощь и поддержка взрослых быстрее помогут вашему ребенку достичь успеха.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх