Сонорные звуки в речевом развитии ребенка

Наверное, самыми проблематичными звуками, которые вызывают беспокойство для многих детей и родителей, являются сонорные звуки.

Компанию звуков, в образовании которых голос значительно преобладает над шумом, называют сонорными, поэтому их иногда еще называют звучными.

Обратите внимание, что у сонорных звуков нет глухой пары, как у звуков [Т]-[Д], они всегда звонкие.

Время появления сонорных звуков у ребенка

Сонорные звуки сильно отличаются по времени и способу образования, так звуки раннего онтогенеза:

–  [М]-[М’] являются губно-губными и появляются у ребенка в течение 1-2 года жизни;

– [Н]-[Н’] входят в группу переднеязычных, их появление у ребенка следует ждать в 2-3 года;

– [Й’] является сонорным, в речи ребенка его можно услышать на 2-3 год жизни.

К группе позднего онтогенеза можно отнести сонорные звуки:

– [Л]-[Л’],

– [Р]-[Р’], которые должны появиться у ребенка в 5-6 лет.

Правила произношения звуков [Р]-[Р’]

Для правильного произнесения звука [Р] нужно:

– зубы слегка раздвинуть,

– языку принять форму чашечки,

– боковые края языка нужно прижать к верхним коренным зубам, язык поднимается кончиком к бугоркам за верхними зубами или альвеолам и при помощи выдыхаемой струи начинает дрожать, совершая вибрирующие движения,

– мягкое небо необходимо поднять и закрыть вход в носовую полость,

– голосовые связки колеблются, образуя голос,

– проходя по языку, воздушная струя помогает кончику языка совершать колебательные движения.

Обратите внимание, что работа губ зависит от тех звуков, с которыми произноситься [Р].

Звук [Р’] от твердой формы отличается изгибом в средней частью спинки языка с небольшим сдвигом вперед.

Искажения при произношении звуков [Р]-[Р’] носят название ротацизмы, а их замены параротоцизмы.

Правила произношения звуков [Л]-[Л’]

При артикуляции звуков [Л]-[Л’] в норме:

– зубы раздвинуты,

– язык находиться в форме «седла», его кончик приподнимается, упираясь в верхние зубы или их нижний край, который соприкасается с десной,

– края у языка по бокам наклонены вниз, создавая щель и давая возможность пройти через неё воздушной струе.

Обратите внимание, что губы принимают  позицию удобную для произнесения идущего следом за [Л] звука.

Дефект произношения [Л]-[Л’] называются ламбдацизм,  он характеризует характер искажения и пропуски этих звуков.

Правила произношения звуков [М]-[М’]

Правильная артикуляция звука [М] требует:

– сомкнуть губы без напряжения,

– опустить мягкое небо для того, чтобы воздушный поток, проходя через носовые проходы, создавая носовой резонанс,

– голосовые связки напряженные , образуют голос.

Обратите внимание, что на положение языка влияет следующий за ним гласный звук.

Мягкий звук [М’] отличается от твердой формы более сильным напряжением губ, язык слегка выгнут, а его кончик упирается в нижние зубы.

Правила произношения звуков [Н]-[Н’]

Правильное произношение звука [Н] возможно, когда:

– передние зубы сближены и их можно увидеть,

– передний отдел спинки языка прижимается к верхним зубам или альвеолам, смыкается с ними, а при произношении гласного размыкается,

– опущенное мягкое небо создает условия для выхода через нос,

– голосовые связки напряжены, образуя голос.

Обратите внимание, что на положение губ влияет следующий за звуком «Н» гласный.

Произнесение мягкого звука [Н’] возможно, когда язык опущен и упирается в нижние зубы, он более напряжен и изогнут, образуя смычку с альвеолами.

Правила произношения звука [й’]

При  правильном артикуляционном укладе звука [й’]:

– губы растягиваются в улыбку,

– мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенки глотки,

– голосовые связки смыкаются, образуя голос,

– широкий язык выгнут спинкой языка к небу.

Дефект произношения звука [й’] обозначают йотацизмом, он выражается в замене или пропуске этого звука.

Помощь ребенку в развитии сонорных звуков

Правильно проговаривать сонорные звуки помогут специальные упражнения:

– на укрепление мышц речевого аппарата,

– на развитие фонематического восприятия.

Выполнять данные упражнения необходимо начинать, как можно раньше, ведь сонорные звуки начинаю формироваться с первого года жизни.

Укрепляя мышцы речевого аппарата и формируя у малыша умение слышать звуки, вы создаете условия для нормального речевого развития. Таким образом, шансы, что ребенок сможет правильно заговорить без помощи логопеда, значительно увеличиваются.

 

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх