Наверное, самыми проблематичными звуками, которые вызывают беспокойство для многих детей и родителей, являются сонорные звуки.
Компанию звуков, в образовании которых голос значительно преобладает над шумом, называют сонорными, поэтому их иногда еще называют звучными.
Обратите внимание, что у сонорных звуков нет глухой пары, как у звуков [Т]-[Д], они всегда звонкие.
Время появления сонорных звуков у ребенка
Сонорные звуки сильно отличаются по времени и способу образования, так звуки раннего онтогенеза:
— [М]-[М’] являются губно-губными и появляются у ребенка в течение 1-2 года жизни;
— [Н]-[Н’] входят в группу переднеязычных, их появление у ребенка следует ждать в 2-3 года;
— [Й’] является сонорным, в речи ребенка его можно услышать на 2-3 год жизни.
К группе позднего онтогенеза можно отнести сонорные звуки:
— [Л]-[Л’],
— [Р]-[Р’], которые должны появиться у ребенка в 5-6 лет.
Правила произношения звуков [Р]-[Р’]
Для правильного произнесения звука [Р] нужно:
— зубы слегка раздвинуть,
— языку принять форму чашечки,
— боковые края языка нужно прижать к верхним коренным зубам, язык поднимается кончиком к бугоркам за верхними зубами или альвеолам и при помощи выдыхаемой струи начинает дрожать, совершая вибрирующие движения,
— мягкое небо необходимо поднять и закрыть вход в носовую полость,
— голосовые связки колеблются, образуя голос,
— проходя по языку, воздушная струя помогает кончику языка совершать колебательные движения.
Обратите внимание, что работа губ зависит от тех звуков, с которыми произноситься [Р].
Звук [Р’] от твердой формы отличается изгибом в средней частью спинки языка с небольшим сдвигом вперед.
Искажения при произношении звуков [Р]-[Р’] носят название ротацизмы, а их замены параротоцизмы.
Проверьте, правильно ли ваш ребенок проговаривает звук [Р]. Пройдите вместе с ним простой экспресс-тест «Нарушения звука [Р]».
Правила произношения звуков [Л]-[Л’]
При артикуляции звуков [Л]-[Л’] в норме:
— зубы раздвинуты,
— язык находиться в форме «седла», его кончик приподнимается, упираясь в верхние зубы или их нижний край, который соприкасается с десной,
— края у языка по бокам наклонены вниз, создавая щель и давая возможность пройти через неё воздушной струе.
Обратите внимание, что губы принимают позицию удобную для произнесения идущего следом за [Л] звука.
Дефект произношения [Л]-[Л’] называются ламбдацизм, он характеризует характер искажения и пропуски этих звуков.
Проверьте, правильно ли ваш ребенок проговаривает звук [Р]. Пройдите вместе с ним простой экспресс-тест «Нарушения звука [Л]»
Правила произношения звуков [М]-[М’]
Правильная артикуляция звука [М] требует:
— сомкнуть губы без напряжения,
— опустить мягкое небо для того, чтобы воздушный поток, проходя через носовые проходы, создавая носовой резонанс,
— голосовые связки напряженные, образуют голос.
Обратите внимание, что на положение языка влияет следующий за ним гласный звук.
Мягкий звук [М’] отличается от твердой формы более сильным напряжением губ, язык слегка выгнут, а его кончик упирается в нижние зубы.
Правила произношения звуков [Н]-[Н’]
Правильное произношение звука [Н] возможно, когда:
— передние зубы сближены и их можно увидеть,
— передний отдел спинки языка прижимается к верхним зубам или альвеолам, смыкается с ними, а при произношении гласного размыкается,
— опущенное мягкое небо создает условия для выхода через нос,
— голосовые связки напряжены, образуя голос.
Обратите внимание, что на положение губ влияет следующий за звуком «Н» гласный.
Произнесение мягкого звука [Н’] возможно, когда язык опущен и упирается в нижние зубы, он более напряжен и изогнут, образуя смычку с альвеолами.
Правила произношения звука [й’]
При правильном артикуляционном укладе звука [й’]:
— губы растягиваются в улыбку,
— мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенки глотки,
— голосовые связки смыкаются, образуя голос,
— широкий язык выгнут спинкой языка к небу.
Дефект произношения звука [й’] обозначают йотацизмом, он выражается в замене или пропуске этого звука.
Помощь ребенку в развитии сонорных звуков
Правильно проговаривать сонорные звуки помогут специальные упражнения:
— на укрепление мышц речевого аппарата,
— на развитие фонематического восприятия.
Выполнять данные упражнения необходимо начинать, как можно раньше, ведь сонорные звуки начинаю формироваться с первого года жизни.
Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»
Спасибо
Спасибо за информацию
Cпасибо за информацию