Ребенок начал заикаться! Почему? Что делать?

Наверное, не раз вам случалось слышать истории, а может и встречать семьи, где ребенок ни с того ни сего начал заикаться.  Данная ситуация тяжела не только для ребенка, но и для всей любящей его семьи.

Причины заикания

Для того, чтобы помочь ребенку давайте разберемся с процессом заикания и его причинами.

Заикание является речевым дефектом, при котором нарушаются плавность, ритм и темп речи. Оно выражается в многократных повторениях отдельных речевых элементов, появлением заминок и пауз. Следствием заикания может стать:

— логофобия, влияющая по желание ребенка общаться,

— развитие тревожного состояния, обидчивости, агрессии.

При заикании развивается спазм речевых органов. Они возникают в результате избыточного возбуждения речевых центров, расположенных в головном мозге. Кроме этого, возбуждение может распространяться на центры, отвечающие за дыхание и эмоции.

Можно выделить несколько предрасполагающих или провоцирующих заикание факторов, на которые родителям необходимо обратить внимание

Детский возраст

Речь ребенка начинает активно развиваться от 2-х до 6-ти лет, поэтому она особенно уязвима из-за неполного созревания.

Половые различия

У мальчиков расстройства случаются чаще, чем у девочек.

Нервная система

Поражение нервной системы может произойти, как внутриутробно, так и после рождения ребенка. Его причинами могут стать:

— проблемы с беременностью, например, гипоксия или внутриутробная инфекция

— ранние или трудные роды и, связанные с этим родовые травмы, недоношенность,

— тяжелые инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем возрасте, например, менингит, грипп, корь и т.д.,

— травмы головного мозга.

Наследственность

Тип центральной нервной системы, её возбудимость, особенности речевой активности может передаваться по наследству в течении нескольких поколений.

Почему развивается заикание?

Все дети учатся говорить, получают ушибы, болеют, но почему-то лишь у некоторых развивается заикание. Здесь нужно обратить внимание на комплекс факторов, которые могли явиться пусковым механизмом для этого процесса.

К таким факторам можно отнести:

Сильный острый стресс, связанный с переживанием страха до состояния ужаса, вызванный испугом. Он может привести к формированию психологической травмы. Причем очень сильные положительные эмоции тоже могут спровоцировать эмоциональный всплеск.

Длительно переживаемое состояние эмоционального перенапряжения. Это может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье или школе.

Обезьянничество, при котором ребенок начинает повторять за кем-нибудь на его взгляд интересную речь.

Переучивание левшей.

Изучение дополнительного иностранного языка в период становления речи в раннем возрасте. В результате происходит перегрузка детской психики и, как следствие этого, перенапряжение нервной системы.

Увлечение гаджетами.

Информационная перегрузка, которая происходит при побуждении ребенка изучать материал не соответствующий его возрасту.

Выше перечисленные факторы могут лечь в основу логоневроза. Выделяют невротический логоневроз, связанный с воздействием внешней среды в сочетании со слабой нервной системой.

Неврозоподобная форма заикания провоцируется органическим поражением мозга и начинает развиваться с 2-3 лет. Речь у ребенка отличается монотонностью, а  на степень заикания влияет переутомление.

Как помочь малышу?

При любом заикании начинать помощь лучше всего с похода к неврологу. Обследования помогут установить наличие сбоев в работе нервной системы и получить эффективное медикаментозное лечение.

Лишь за тем стоит обратиться к логопеду. Он может предложить логопедический массаж, дыхательную и артикуляционные гимнастики. На начальном этапе возможен режим молчания, при котором ребенку предлагается полностью исключить речевое общение.

Для работы с тревожным состоянием и страхами стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Среди общих рекомендаций родителю можно предложить:

— полностью исключить телефон и телевизор из жизни малыша,

— спокойная, охранительная атмосфера в семье,

— при общении с ребенком использовать спокойную, тихую речь, избегая повышенных тонов и резких движений,

— контролировать речь ребенка, предлагая ему говорить спокойно, размеренно и не спешить,

— окружить малыша заботой, поменьше его критиковать, а побольше хвалить.

— побуждать ребенка к пению и движению под музыку.

Заикание само по себе не страшно, но оно может спровоцировать проблемы, связанные с общением ребенка, нарушить его адаптацию в коллективе. У него может сформироваться негативное отношение к общению и речевой страх в общем.

В заключении, хотелось бы сказать о том, что при работе с заиканием важно не упустить время. Чем раньше родители обратят внимание и начнут помогать малышу, тем выше положительный  прогноз в решении проблемы. Маленькие детки гораздо легче начинаю верить в себя, в свои силы, что помогает достигать положительных результатов в помощи ребенку.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх