Время идёт, а мой малыш молчит! Почему? Что делать?

В последнее время среди детей раннего возраста появилась не очень хорошая тенденция. У многих наблюдается снижение речевой активности, при этом они очень энергичные и вроде бы развиваются по возрасту.

Сначала это не очень бросается в глаза, но к 2-4 годам даже окружающим становится заметна молчаливость ребенка. Желание общаться у него есть, поэтому появляется жестовая речь, т.е. слова ребенок заменяет удобным и понимаемым движением. А то и вообще по любому поводу начинает капризничать, а родители должны угадывать.

Нужно ли беспокоиться?

Состояние, когда речи нет или словарный запас еле дотягивает 15 слов, определяют как алалия. Речевые нарушения с данными характеристиками занимают второе место.

Если вы засомневались, то пройдите с ребенком экспресс-тестирование и убедитесь, что вам не зачем беспокоиться.

Экспресс-тест "У моего малыша с речью все в порядке? Или нет?

Убедитесь, что с речью вашего малыша все отлично.

Послушайте, как ваш ребенок говорит, проанализируйте его развитие и выберите нужные характеристики.

Далее перейдите, на соответствующие характеристикам рекомендации.

 

Откуда пришло?

Просто так, алалию малышу никто поставить не может. Этот диагноз ставится при отсутствии у трехлетнего ребенка речи. Даже если слов мало (меньше 15) и наблюдается выраженные нарушения звукопроизношения, то в этом случае говорят об ОНР или ЗРР.

Какие же причины могут привести к развитию речевых нарушений и алалии в частности?

Проблемы внутриутробного развития

Будущей маме нужно быть внимательной на любом этапе беременности потому, что гипоксия, токсикоз, инфекции, риск выкидыша и многое другое создают угрозу для нормального речевого развития и появлению тяжелых диагнозов таких, как алалия.

Трудности младенчества и раннего возраста

Любые травмы и операции, болезни в столь «нежном» возрасте, к сожалению, не проходят бесследно не только для речи малыша (риск развития алалии), но и для нервной системы в целом. У ребенка может развиться минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая сама неблагоприятно влияет на речевое развитие.

Обратите внимание, что ранняя помощь логопеда и невролога ребенку при любых нарушениях дает возможность для компенсации или эффективной коррекции. Не теряйте драгоценное время, не откладывайте на потом. При любых сомнениях обращайтесь к специалистам.

Какая бывает алалия?

На сегодняшний день логопедическим специалистами выделяется три вида алалии?

— моторная,

— сенсорная,

— смешанная.

Моторная алалия

Она проявляется комплексом неврологических, психологических и речевых проблем. Такой ребенок плохо координирует свои движения, неловкий. У него не развита мелкая моторика, поэтому ему сложно научиться застегивать пуговицы, шнуровать обувь, складывать мозаики и пазлы.

Малышу тяжело дается запоминание, особенно на слух. Он часто невнимателен, легко отвлекается. Сам может не проявлять эмоции и не понимает настроение окружающих.

Дети могут быть активными и пассивными, но в любом случае будут быстро уставать, и это будет отражаться на их работоспособности.

Такой малыш начинает говорить гораздо позже и хуже сверстников. При этом артикуляционный аппарат у него очень подвижный, а звуки произносит с искажениями и непонятно. Слов мало, новые запоминает с трудом. Когда к нему обращается взрослый, он практически не понимает сказанного. Может, что-то сказать не к месту, чаще всего существительными.

В дальнейшем, без коррекционной работы речь ребенка будет однообразна, с преобладанием простых предложений и  грамматическим ошибками. Ему будет сложно выделить главное и пересказать текст, определить, что было раньше, а что позже.

К сожалению, чаще всего с выраженной с моторной алалией речевое развитие ребенка ограничивается звукоподражанием и лепетом, в сочетании с жестами и мимикой.

Только регулярная работа со специалистами поможет появлению положительной динамике в речевом развитии малыша.

Сенсорная алалия

Если при моторной форме алалии ребенок не говорит и чаще молчит, то при сенсорной он говорит даже слишком много. При этом, скорее всего не реагирует на обращенную к нему речь, не откликается даже на свое имя, хотя состояние слуха в норме.

Речь ребенка представляет собой набор несвязанных ни с чем звуков, звуковых сочетаний и даже слов или их обрывков. Кажется, что она не имеет смысла, потому, что её окружающие практически не понимают. Если малышу понравилось сочетание звуков или слово, он будет его постоянно повторять. Кроме этого сливать несколько слов вместе, заменять звуки и слоги.

Обратите внимание, что даже если услышанная фраза ребенку все же понятна, то при изменении порядка слов смысл для него теряется. Если при обращении ребенок смотрит на губы значит, ему легче так понять, он как бы читает с них.

В чистом виде сенсорная алалия встречается не часто, а вот проявления в смешанной форме могут наблюдаться. И опять обращаюсь к родителям, чем быстрее начнется работа, тем быстрее у ребенка запускается речь.

В заключение, хочется отметить, что данная статья, направлена в первую очередь на мотивацию родителей. Для того, обратить их внимание на речь своих любимых чад. К сожалению, в работе часто сталкиваюсь с тем, что родители начинают замечать проблемы детей, в лучшем случае, перед школой, а то и уже когда заканчивается первый класс и учитель начинает говорить, что на следующий год будут  ставиться оценки, и нужно решать проблемы.

Берегите своих деток!

Не жалейте внимание и сил на их развитие!

Удачи и терпения!

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх