Ребенок шепелявит! Что можно сделать?

В одной из предыдущих статей говорилось о том, как важно знать нормы речевого развития у детей. Они помогают родителю вовремя начать беспокоиться в случае, когда у малыша возникают трудности речевого развития.

Сегодня мы поговорим о помощи детям, которые шепелявят или вообще не говорят свистящие звуки. К ним относятся [С]-[С`], [З]-[З`] . Эти звуки причисляют к группе позднего онтогенеза потому, что у ребенка они появляются в возрасте 3-4 лет.

Как определить, что у ребенка соблюдаются все нормы развития?

Когда ребенок в этом возрасте произносит звуки с искажением, то возможно у него проявился симптом дислалии, одного из наиболее часто встречаемых дефектов речи. Когда при нормально развитом слухе и речевом аппарате у детей наблюдается нарушение звукопроизношения одного или нескольких звуков. В случае, если это один звуки или звуки одной группы, например, свистящие, то, вероятно, речь идет о простой дислалии. Множественные нарушения, когда речь идет о звуках нескольких групп, говорят о множественной дислалии.

Обратите внимание, если вы вовремя обратитесь к логопеду, сроки коррекции значительно сократятся. Их длительность в среднем составляет от 2 месяцев до года, в зависимости от сложности дефекта.

Если у ребенка трудности произношения звуков возникают в результате нарушенной иннервации речевого аппарата, которые проявляются нарушением произвольности языка и губ, длительным формированием артикуляционных поз и т.д., то стоит говорить о стертой форме дизартрии. Сроки коррекции в данном случае удлиняются и в среднем составляют от 1 до 3 лет.

Нарушение звукопроизношения может быть вызвано дефектом звукового восприятия. В данном случае наблюдаются смешения, замены или недифференцированное произношение звуков. Малышу в этом случае ставиться фонетико-фонематическое недоразвитие.

Обратите внимание, что этот дефект ставиться ребенку до 5 лет.

Одним из наиболее трудно корректируемых дефектов является ОНР, при котором нарушается не только произношение звуков, а также структура слова и связного высказывания.

Обратите внимание, что ОНР ставиться детям с 4 лет, при этом они раньше могли иметь задержку речевого развития, поставленного неврологом. Коррекции идет от 2-х лет и до школы, возможно дальнейшее логопедическое сопровождение для коррекции нарушений письма и чтения, а также звукопроизношения.

Как правильно говорить свистящие звуки, чтоб не шепелявить?

Произношение всех свистящих звуков похоже, отличается оно работой голоса. У звуков [З]  и [З`]  голосовые связки сомкнуты, голос есть, у [С]  и [С`] голос не работает.

Работа органов артикуляции у звуков  [С]  и [З] заключается в том, что:

— губы растягиваются и слегка прижимаются к зубам,

— между зубами определяется небольшая щель,

— кончик языка находиться у нижнего края нижних зубов,

— язык выгнут,

— по центру языка проходит желобок, для прохождения выдыхаемого воздуха,

— мягкое небо поднято.

Артикуляция  звуков [С`]  и [З`] отличается от твердой формы в том, что кончик языка изгибается, в результате желобок разрушается.

Для определения правильности произношения звука [С] можно пройти экспресс-тест. Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.

Экспресс-тест

Нарушения произношения звука "С"

Попросите ребенка произнести слова:
«Нос-носки-сани».
Послушайте, как он их произносит и выберите на следующем слайде нужный признак, затем перейдите на номер слайда, соответствующий номеру, который подходит для характеристики произношения звука «С» вашего ребенка.

Выберите подходящий вариант ответа.

 

Как оказать помощь ребенку для нормального развития свистящих звуков?

Для помощи детям в нормальном развитии свистящих звуков нужно играть с ними в игры на развитие звукового восприятия. При помощи этих игр дети учатся слышать и выделять с звуковой структуре слова свистящие звуки. Использование развивающих онлайн тренажеров и логопедических квестов сделает процесс развития значительно интереснее, а значит продуктивнее.

Правильность произношения во многом зависит от работы органов артикуляции, поэтому необходимо выполнять артикуляционную разминку, направленную на формирование желобка, правильную позицию языка и воздушной струи. Можно научить детей выполнять такие упражнения, как «Улыбка», «Лопатка», «Любопытный язычок», «Дудочка», «Качели» и д.р.

В заключении хотелось бы обратиться к вам родители, обращайте внимание на своих малышей, чаще с ними играйте, слушайте, что они говорят. Только в этом случае вам удастся «подстелить соломку» своим деткам.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх