Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Вы обратили внимание, что ваш ребенок неправильно произносит свистящие звуки. Сразу возникает мысль о том, что надо ли вести ребенка к логопеду.

Конечно, если вы заметили это перед школой, то нужно поскорее решить этот вопрос, обратившись к логопеду. Но если позволяет время, вашему ребенку еще только пятый год, то можно постараться создать условия для формирования этих звуков самостоятельно.

Как помочь ребенку правильно произносить свистящие звуки?

Выделяют несколько направлений работы для правильного формирования звукопроизношения, в том числе и свистящих звуков:

Конечно, для некоторых направлений работы необходима помощь логопеда, но мы говорим о том времени, когда еще к логопеду идти рано. К тому же если оказать помощь ребенку в развитии фонематического восприятия и укреплению артикуляционного аппарата в момент становления этих звуков в норме, то возможно этого небольшого «толчка» хватит, и звуки появятся самостоятельно.

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы ребенок не устал и не случилось перенапряжение органов артикуляции необходимо выполнение правил артикуляционной гимнастики.

– Выполнение не более трех упражнений за один подход.

– Одно упражнение нужно повторять от 4 до 5 раз.

– Новые упражнения вводятся только после правильного выполнения ранее изученных упражнений.

– Гимнастика выполняется обязательно перед зеркалом, в котором хорошо видно лицо ребенка и взрослого.

– Взрослый следит за симметрией лица при выполнении упражнений ребенком.

– Во время выполнения упражнения не должно быть никаких лишних движений, его нужно выполнять четко и плавно, в среднем темпе.

– Малышу будет значительно интересней делать гимнастику, если она будет проводиться в игровой форме

Обратите внимание, если у ребенка не все получается сразу, будьте терпеливы, обязательно успокаивайте и хвалите его. Постарайтесь, чтобы гимнастика  стала веселым и увлекательным приключением с мамой.

Упражнения артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Правильную артикуляцию свистящих звуков, а также информацию об их онтогенезе и дефектах смотрите в статье «Речевое развитие ребенка. Свистящие звуки».

Сегодня мы познакомимся с основными упражнениями, способствующими формированию правильного артикуляционного уклада свистящих звуков.

Обратите внимание, что воздух для всех упражнений вдыхается через нос, а выдыхается при выполнении. Воздушная струя не должна задерживаться, а выходить плавно без рывков.

Упражнение «Месим тесто»

Данное упражнение помогает расслабиться языку ребенка. Малыш должен положить язык на нижнюю губу и пошлепать своими губками, произнося звуки «пя-пя-пя».

Упражнение «Лопатка»

Оно направлено на то, чтобы малыш умел делать язык широким и держать его в таком положении на счет от 1 до 5. Для этого губы растягиваем в улыбку, открываем рот и кладем широкий язык на нижнюю губу. Язык лишь чуть-чуть накрывает нижнюю губу,  его нужно держать расслабленным.

Упражнение  «Качели»

Данное упражнение необходимо для укрепления мышц языка. Для его выполнения губы растягиваем в улыбку и открываем рот, нужно поочередно понимать и опускать широкий язык к верхним зубам и нижним зубам.

Упражнение «Любопытный язычок»

Оно направлено на формирование четкости движений и подвижности языка. Для того, чтобы выполнить его растягиваем губы в улыбке и открываем рот, чистим язычком за краем нижних зубок, повышая чувствительность языка и приучая чувствовать границу нижних зубов. Выдвинуть язычок вперед, а затем положить за нижний край нижних зубов.

Упражнение «Горка»

Данное задание необходимо для обучения малыша подъему спинки языка вверх и удерживанию его у нижних зубов. Делая это задание нужно улыбнуться, открыть рот, упереть язычок в нижние зубки, а затем его выгнуть.

Обратите внимание, что во время выполнения упражнений «Горка», «Любопытный язычок», «Качели» рот остается открытым, а челюсть неподвижна.

Упражнение «Ветерок»

Задание направлено на выработку желобка необходимого при произношении звука «С» а также воздушной струи. Малыш должен улыбнуться, открыть рот. Язык выкладывается на нижнюю губу и слегка приподнять его края вверх. Сделать вдох через нос и выдохнуть.

Обратите внимание, для выработки воздушной струи можно предложить ребенку такое упражнение. Язык держим широким и упираем в нижние зубы. На середину языка кладется соломинка, другой её край в стакане с водой. Можно предложить ребенку сделать воду бурлящей для этого нужно подуть в неё. При этом следите, чтобы щеки не раздувались, воздушная струя должна выходить через губы.

Упражнение «Заборчик»

Выполняется для укрепления губ и формирования умения держать их в улыбке. Для этого упражнения зубы должны быть сомкнуты, а губы растянуты в улыбке, но приподняты над верхними зубами и опущены под нижние зубы.

Как вы видите, упражнения не слишком сложны в выполнении. Главное в этом процессе систематика. Начав делать гимнастику, её необходимо выполнять несколько раз в день, хотя бы утром и вечером. Гимнастику лучше всего сочетать с упражнениями на развитие у ребенка умения слышать звук для того. Развивать фонематическое восприятие необходимо для того, чтобы у ребенка появилась потребность их говорить потому, что он начал их слышать.

Если вы хотите сделать свое общение с ребенком более полезным и эффективным, то вам стоит познакомиться с советами логопеда, которые помогут родителю помочь своему малышу.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх