Развитие фонематического восприятия

Мы уже говорили о значении фонематического восприятия для нормального звукопроизношения ребенка. Хотите проверить, как ваш ребенок различает звуки, умеет анализировать их последовательность в слове, тогда пройдите с ним экспресс-тест «Уровень фонематического восприятия».

Кроме этого у ребенка стоит проверить уровень языкового анализа, который покажет умение ребенка оперировать звуками и буквами слова, а также словами в предложении.

Результаты носят ознакомительный и рекомендательный характер, но если после их получения у вас появились сомнения, то вам стоит показать ребенка логопеду.

Развитием фонематического восприятия нужно заниматься целенаправленно потому, что некоторые функции, такие, как  звуковой анализ требуют специальных занятий. Они могут проводиться в детских садах, центрах, но иногда ребенку требуются индивидуальная работа для успешного формирования этих навыков.

Этапы фонематического восприятия

В развитии фонематических процессов выделяют этапы, которые направлены на развитие умения:

– слышать и выделять звуки,

– выделять и объединять звуки в нужной последовательности,

– различать слова паронимы и т.д.

Работа с неречевыми звуками

Она включает в себя умение различать и узнавать неречевые звуки, с которых начинается формирование фонематического восприятия.

Занятие желательно проводить в игровой форме, ниже приведено описание игр, которые можно использовать на данном этапе.

«Угадаешь, что звучит!»

Можно послушать с ребенком звуки дома, например, как шумит вода, шуршит газета, звенят ложки и стаканы, гудит пылесос, а затем произвести их и предложить ребенку определить, что это звучало.

«Хлопки»

Ребенку предлагается послушать и произвести при помощи хлопков, предложенный ритмический рисунок.

«Пожмурим»

Аналогия игры в прятки, когда малышу закрывают глаза, а затем водят при помощи колокольчика, погремушки, а он должен вас поймать.

Обучение навыку различать высоту, тембр голоса

Ребенку предлагается к различению одинаковые по звуковому составу слоги,  слова или фразы, но громкость и тембр голоса членов семьи или хороших знакомых, ему нужно угадать, кто говорит.

«Где твой голос?»

Для этого упражнения нужны записи разных людей, дайте их послушать малышу, пусть определит, кто говорит.

«Скажи, как медведь из сказки»

Перед  выполнением задания нужно прочитать ребенку сказку «Три медведя». Желательно показать разницу произнесении фраз между медведями. При следующем прочтении предложите ему самому озвучить всех медведей, контролируя громкость и тембр голоса.

Тренировка в различении слов-паронимов

Паронимы являются словами, которые отличаются в звуковом составе одним звуком, например, рак-лак. Для начала необходимо научить малыша слышать отдельные звуки, например, [Ш]  или [С]. Для этого взрослый их говорит несколько протяжно «Ш-ш-ш», давая перед этим картинку для каждого звука, например, шипящую змею. Малышу нужно поднять картинку, когда он услышит нужный звук.

Можно произнести фразу, а ребенок поднимет карточку и изображением картинки того звука, который встречается чаще, например, для  скороговорки «Ехал Грека через реку» нужна картинка рычащего тигра.

«Послушай и выбери»

Ребенку предъявляются схожие слова, которые отличаются одним звуком. Он должен выбрать слово заданного предмета, рисунок которого вы ему покажете, например, «уточка-удочка-дочка» или «роза-роса-коса-оса», «сок-сом-сон».

«Верное слово»

Взрослый, предлагает ребенку послушать слова, где один звук произноситься неправильно и определить верное слово, показав его хлопком, например, «крава, мрава, крава, трава, фрава».

Различение звуков на уровне слогов, слов

«Прохлопай слоги»

Перед упражнением ребенку необходимо разъяснить, что есть слова короткие и длинные, предлагая ребенку отхлопать слоги. Взрослый проговаривает слоги с интонационным выделением, ребенок при этом хлопает на каждый слог, затем ему можно предложить посчитать их, например, «ру-ка, ма-ши-на»

«Найди лишнее!»

Взрослый проговаривает ребенку цепочку слогов, один из которых ошибочный, лучше, если это будут парные согласные, например, «та-та-да-та-та». Ребенок прохлопывает ошибочный слог.

«Будь внимателен!»

Для игры ребенку предлагают прослушать слоги или слова с различными парами звуков, например, [Д] и [Т]. На [Т] ребенку предлагается топать ногами, а на [Д] махать руками. Сначала предъявляются слоги, затем односложные слова, далее простые слова из двух слогов, лишь потом слова со стечением согласных, например, «ат-да-дом-кот-дары-драка-торт».

Формирование навыка анализа звукового состава слова

«Угадай число»

Взрослый предлагает ребенку угадать число, в качестве подсказки он произносит количество звуков, соответствующих его загадке, ребенок определяет количество звуков.

«Что хочу сказать?»

Ребенку произноситься слово с пропущенным звуком, он должен определить звук и дополнить им слово.

Как вы видите, предложенные упражнения простые и не требуют специальных условий и навыков. Нужно лишь немного терпения и внимания, которые так необходимы вашему ребенку.

Для того, чтобы сделать общение с ребенком еще полезнее и эффективнее стоит познакомиться с советами логопеда, в которых вы узнаете, как родитель может помочь своему малышу.

 

 

 

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх