Вы никогда не задумывались, как связана речь ребенка с его зрительным восприятием.
Зрительное восприятие — это одна из базовых психических функций. В основе зрительной рецепции лежат такие важнейшие для развития и обучения навыки, как умение писать, читать, рисовать.
Развитие зрительного восприятие напрямую связано с созреванием структур мозга ребенка.
Отчего зависит зрительное восприятие?
Образы внешнего мира, ситуации, которые встречают глаза ребенка, фиксируется зрительными рецепторами в форме зрительных или сенсорных представлений. Глаз малыша улавливает форму, цвет и множество других характеристик предметов. При этом большую часть информации он улавливает не целенаправленно, и информация откладывается неполноценно, поверхностно. При этом восприятие и ощущения можно совершенствовать и развивать, особенно в дошкольном возрасте.
Возрастное развитие зрительного восприятия
Ребенок рождаясь, с первых дней жизни сталкивается со средой, которая является источником его развития. Первые годы жизни ребенка, примерно до семи лет, являются основными в развитии всех систем и органов ребенка, у которого они в это время бурно развиваются.
С трех лет дети уже способны уловить отдельные детали и взаимосвязи предметов и явлений. Главным способом исследования мира остается манипуляция с предметами.
К пяти-шести летнему возрасту ребенку уже хочется устанавливать взаимосвязи предметов. Глазомер еще слабо развит и требует развития. Его можно развивать через игру, рисование и аппликацию. Осмысление зрительных эталонов происходит через речь, которая связана с мышлением, таким образом идет процесс интеллектуализации. Зрение в этом возрасте остается преимущественно непроизвольным.
В шесть–семь лет все виды анализаторов у ребенка почти сформированы, но они еще отлично поддаются развитию. Нужно отметить, что к семи годам ребенок может произвольно изучать свойства предметов и сравнивать их между собой.
Обратите внимание, что ребенок примерно 4/5 информации получает при помощи зрения.
Как развивать зрительное восприятие?
Раньше зрительные эталоны детьми должны были заучиваться наизусть, так работали детские сады при наших бабушках. Сегодня детям предлагаются практические мероприятия с предметами, при этом они изучают и запоминают их свойства.
Обратите внимание, что если ребенок не будет знать оранжевого цвета, то все он буде воспринимать его, как желтый, если он с ним знаком. Это может со временем привести к ошибкам восприятия.
Вы можете проверить у ребенка умение сличать цвета. Для этого выполните вместе с ним тестовое задание «Какой цвет?». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к специалисту.
Сенсорные эталоны, которые усваивают дети, позволяют формироваться понимание свойств предметов. Таким образом, дается возможность развития памяти, внимания, мышления и речи.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает черный, белый и серый цвет, а также семь цветов спектра от красного до фиолетового.
Вы хотите проверить сформированность у ребенка зрительного восприятия цвета, то выполните вместе с ним тестовое задание «Определи цвет предмета». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к специалисту.
Среди математических представлений геометрические фигуры занимают особое место. В дошкольном возрасте дети усваивают форму треугольника, круга и овала, прямоугольника и квадрата.
Кроме этого они знакомятся с понятием величина, например, «большой», «самый большой», «маленький» и т.п.
Уяснив эталоны понятия, дети легко находят их в окружающих предметах и начинают сравнивать свойства, расширяя свои знания об окружающем мире, развивая сенсорную и речевую сферы.
Нужно помнить, что если развитие зрительного восприятия останавливается, но это необратимый процесс, который может повлечь замедление или приостановку развития, в общем. Именно поэтому совершенствование различных видов восприятия (зрительного и фонематического) является одним из важнейших элементов в развитии вашего малыша.