Дисграфия у детей: виды, ошибки, коррекция

Когда дети пишут, они часто допускают ошибки. Как понять, в чем причина? С тем, что ребенок забыл правила русского языка или его ошибки результат нарушения процесса письма, иными словами дисграфическими.

Учеными выделяется 5 видов дисграфии.  Причем для каждого вида свойственны свои типичные нарушения, но в чистом виде они встречаются редко. Поэтому часто наблюдаются смешанные формы с доминированием одного из видов дисграфии, которую можно определить по типичным нарушениям.

Виды дисграфии

Акустическая дисграфия

Она связана с нарушением фонематического различения звуков. Иными словами ребенку трудно распознать звуки, которые он слышит. Причиной может явиться даже незначительное органическое поражение в центре Вернике, это часть коры головного мозга, отвечающая за понимание речи.

Акустическу дисграфию становиться видно лишь при обучении грамоте, так, как до этого ребенок использовал лишь устную речь, при которой хватает понимать общее значение слов. Письмо требует анализа фонем слова, а вместе с этим начинают появляться ошибки.

При акустической дисграфии дети:

– когда пишут, заменяют буквы, которые являются похожими по звучанию, это могут быть группы парных согласных твердой и мягкой формы, шипящих, свистящих, звонких и глухих, а также лабиализованных звуков ([у], [о]),

– ошибаются, обозначая мягкость звуков,

– могут пропускать слоги, буквы, а также переставлять их местами,

– объединяют слова.

Зачастую трудностей со звукопроизношением у детей при данной форме дисграфии, чаще всего, не обнаруживается.

Целью коррекционной работы является формирование фонематического восприятия, развитие внимания, звуковой анализ и синтез слова.

Оптическая дисграфия

Когда ребенок пишет, то он допускает ошибки не потому, что не знает правил орфографии. Они вызваны трудностями оптического и пространственного восприятия, а также том, что нарушен зрительный синтез и анализ и, слабым различением сходных форм.

При оптической дисграфии дети:

– заменяют похожие на письме буквы, которые включают схожие элементы,

–  используют зеркальное расположение (с, э),

– пропускают или удваивают схожие части букв (ш-и, м-л, х-ж),

– отрывают части букв.

Коррекционные занятия с данной формой дисграфии включают развитие:

–  зрительных и пространственных представлений,

– графомоторных навыков,

– буквенного гнозиса.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия данного вида вызвана трудностями языкового синтеза и анализа, нарушением анализа слов в предложении, слогов в слове, поэтому дети при письме искажают не только структуру предложения, но и слова.

Типичные ошибки, которые допускают дети связанны с:

– пропусканием согласных при стечении (прыжок- пыжок, кружка-кужка),

– пропусканием гласных (муха-мха, корова-крова),

– добавкой лишних букв (стул-стлул),

– переставлением букв (кормом- комром, гром-горм),

– добавкой букв (декабрь-дакабарь, красна-красная),

– перестановкой, пропусками, добавкой слогов (скакали-скакакали, магазин-мазиган),

– разделением слов в предложении (дуютветры).

Целью коррекции является формирование фонематического восприятия, слоговой и языковой анализ и синтез, развитие внутреннего самоконтроля при письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Данная форма дисграфии обусловлена нарушениями звукопроизношения, влияющие на письмо ребенка, иными словами как говорит, так и пишет. В этом случае можно говорить о нарушениях слуховой дифференциации и слабой сформированности фонематических представлений.

Среди ошибок, которые  допускают дети можно выделить смешения, пропуск и замену тех букв, которые совпадают по смешениям, пропускам и заменам в речи детей(лук-рук, сам-шам, чай-сяй), пропускание мягкого знака при смягчении согласного, а также замену и смешения:

парных согласных (дорога-торока, булка-пулка, дыра-тыра, флажок-флашок)

свистящих и шипящих (с, ш, з, ж),

– аффрикат  (т’- ч),

– гласных первого и второго ряда (у-ю, о-ё, а-я),

– гласных (е, и, у, о).

Целью коррекционной работы является:

– улучшение звукопроизношения,

– формирование фонематического восприятия,

– воспитание самоконтроля и анализ результата письма.

Аграмматическая дисграфия

Данная форма дисграфии обусловлена низким развитием лексического и грамматического строя речи. В результате ребенок:

– ошибочно употребляет род, предлоги, число,

– пропускает члены предложения,

– нарушает последовательность слов в предложении,

– заменяет приставки, суффиксы, окончания слов,

– ошибочно использует падежи, местоимения, число существительных,

– нарушает смысловую связь в предложении.

Цель коррекции является работа над словоизменением и словообразованием, над предлогами, расширением словарного запаса.

Обратите внимание, что составлять план коррекционных занятий и подбор упражнений должен проводить специалист.

Для родителей важно знать, что с их помощью и поддержкой ребенок сможет «победить» все трудности, связанные с письмом. Главным условием в этой борьбе является систематичность занятий, контроль за правильностью домашней работы, заданной в школе и, обязательно, положительный настрой.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх