Проект для детей ОВЗ «Удивительная тень»

Аннотация: данный проект является научно-исследовательским краткосрочным, он направлен на создание условий для поиска и исследования физического явления «тень».

В рамках проекта планируется организация сбора информации и лабораторное исследование.

Основная часть

Методическое обоснование темы

Актуальность

Детям с умственной отсталостью (далее УО) присуща низкая познавательная активность, эмоционально-волевая бедность, поэтому часто им неинтересно и скучно. Они с трудом познают мир, для активизации процесса познания эффективнее использовать активные методы обучения..

Ежедневно дети сталкиваются с явлениями, которые им сложно объяснить. Одно из таких явлений – это тень, и то как она образуется. С помощью несложных лабораторных опытов, которые не требуют специальной подготовки и оборудования, можно изучить данное явление и его физические свойства.

Опыт работы с детьми УО показывает, лабораторное исследование и опыты вызывают яркий эмоциональный отклик и запоминаются надолго.

Таким образом, научно-исследовательский проект, направленный на изучение физических явлений позволит ребенку лучше освоится в окружающем мире и повысит их познавательную активность.

 Цель:создание условий для поиска и исследования физического явления «тень».

Задачи:

1.Посредством интернет-ресурсов и печатных источников определить источники света.

2. Опытным путем изучить характеристики тени.

3. Показать практическое значение тени.

4. Подготовить презентационные материалы и доклад о результатах исследования.

Адресат

Данный проект может быть использован для работы с детьми ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста. Методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам работающих в общеобразовательных учреждениях для организации научных проектов, тематических дней, предметных недель, а также при проведений занятий по окружающему миру.

Ожидаемые результаты

Учащиеся получат возможность расширить свои знания и представления о явлениях окружающего мира, в частности о понятии «тень».

Получат опыт организации научной работы, участия в лабораторном исследовании. Узнают о практическом значении тени в жизни.

 План реализации проекта

Этапы работыПериод проведенияМероприятия
Подготовительный2 часаОрганизация сбора информации о понятии тень и его физических свойствах.
Практический2 часаПроведение исследования в форме лабораторных опытов.
Аналитический2 часаПодготовка презентационных материалов и доклад о результатах исследования.

Методические рекомендации по проведению проекта

 На подготовительном этапе при организации сбора информации о понятии тень и его физических свойства необходимо учитывать особенности детей ОВЗ младшего школьного возраста. Для них характерны низкий объем памяти и внимания, слабо развитый словарный запас, поэтому информация должна быть небольшого объема, в доступной форме. При подготовке практических лабораторных исследований следует учитывать низкую работоспособность детей данной категории, поэтому длительность мероприятий не должна превышать 30-40 минут. Между опытами необходимо провести разминку, желательно направленную на закрепление свойств тени.Для повышения качества восприятия, изучаемого материла мероприятие следует сопровождать презентационными материалами.

При проведении практического этапа необходимо учитывать, что для детей УО младшего школьного возраста интересна самостоятельная деятельность с получением результата. Полученный результат для закрепления необходимо озвучить, в форме подведения итога.

При организации аналитического этапа необходима помощь и сопровождение педагога. 

Сценарий проекта

Материалы: настольная лампа, предметы, линейка.

Подготовительный этап

На одном из первых уроков можно обратить внимание детей на то, что когда встает солнышко, то у предметов появляется тень. Можно узнать у детей, знают ли они что это такое, и предложить изучить это явление подробнее.

Для этого ученикам нужно сначала подготовиться и прочитать или найти информацию в Интернете про тень.

Поиск информации заканчивается обсуждением, с ответами на вопросы:

– Что такое тень?

– Как она появляется?

– Полезна ли тень?

Практический этап

Для проведения исследования нужно подготовить настольную лампу, предметы, линейку.

Ход работы:

Опыт №1

Включить настольную лампу и убедиться, что без предмета тени нет.

Результат опыта: При выключенной лампе у предмета нет тени.

Опыт №2

Поставить перед включенной лампой предмет и увидеть тень предмета. Обратить внимание, что тень падает от предмета падает с противоположной стороны.

Результат опыта: Тень у предмета получается с противоположной стороны от источника света.

Опыт №3

Убрать в помещении основное освещение и убедиться, что тень стала ярче и видеть её стало лучше.

Результат опыта: При уменьшении основного освещения тень у предмета при включенной лампе становиться ярче.

Опыт №4

Изменить перед включенной лампой предмет и увидеть, что тень изменилась.

Результат опыта: У каждого предмета своя тень.

Опыт №5

Отодвинуть включенную лампу и заметить, что тень увеличивается.

Результат опыта: При отдалении источника света тень увеличивается.

Опыт №6

Придвинуть включенную лампу и обратить внимание, что тень уменьшается.

Результат опыта: При приближении источника света тень уменьшается.

Включенную лампу сместить от предмета вправо и влево, и заметить, что тень смешается вместе с лампой.

Результат опыта: Тень перемещается при перемещении источника света.

Опыт №7

Выключить лампу с убранным освещением и сделать вывод, что без света тени нет.

Результат опыта: При отсутствии света тени нет.

Аналитический этап

На данном этапе проходит подготовка презентационных материалов, буклета (приложение №1) и составление доклада о результатах исследования.

Заключение

Данный научно-исследовательский проект был реализован в 2020-2021 учебном году. Опыт проведения проекта показал, что для детей УО младшего школьного возраста интересно познание окружающего мира практическим путем. Они активно участвуют в лабораторных опытах, формулировании результата исследования и испытывают желание поделиться своими знаниями с другими ребятами.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх