Метод «внимательного письма» или, как детям с ОВЗ научиться писать без ошибок

Работая на логопедических занятиях с детьми, имеющими системное недоразвитие речи легкой степени, постоянно встречаю учеников, которые допускают ошибки дисграфического и орфографического характера. Причем работая с одним и тем же текстом или заданием,  они могут совершать разные ошибки. Результативность работы с такими детьми очень низкая. Именно данная категория детей побудила искать эффективные для них методы коррекции. Таким, по моему мнению, является метод «внимательного письма» для коррекции нарушений письма при системном недоразвитии речи легкой степени.

Особенности внимания детей с ОВЗ

Давайте остановимся подробнее на описании детей с умственной отсталостью. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У учащихся данной категории особенно находящихся на младших годах обучения, недостаточно сформирована одна из основных функций обучения — ее регуляторная функция. Указания взрослого воспринимаются детьми неточно, и поэтому содержание и последовательность выполняемой ими деятельности далеко не всегда отвечают требованиям.

Низкий самоконтроль при любой деятельности, приводящий к тому, что дети не замечают ошибок ни по ходу записи, ни при ее проверке, влияет на усвоения материала, как следствие на качество обучения.

Отличительной особенностью детей с низким самоконтролем является резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Такая недостаточность обусловливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания.

Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

Внимание у умственно отсталых детей низкое, особенно это касается произвольных функций внимания. Дети этой категории, работая с объектами или их изображениями, не замечают главных элементов, зачастую выделяя второстепенные. В результате несформированности внимания они не усваивают того, что рассказывает педагог, поэтому дети с умственной отсталостью выполняют ошибочно даже однотипную работу.

Что такое внимание?

П. Я. Гальперин под понятием внимание представлял навык самоконтроля, который нужно формировать. Его исследования показали, что в специально созданных для этого условиях он может формироваться даже у умственно отсталых детей. Таким образом, задачей педагога и воспитателя создание условий для формирования у умственно отсталых детей навыка проверки правильность выполненного задания, контроля за речью,  анализу написанного и т. п.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Светлана Леонидовна Кобыльницкая, 1974). Согласно этому подходу, под вниманием понимается идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия часто оказываются несформированными у детей с системным недоразвитием речи.

С. Л. Кабыльницкая предложила формировать контроль при письме с помощью  одного  из  учебных действий — проверки ошибок в записи текста.

«Внимательное письмо», как его формировать у детей с ОВЗ?

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Как показывают исследования, наличие текста образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Именно поэтому все призывы учителя “проверить свою работу” оказываются безрезультатными.

Данный метод разрабатывался для детей нормы, предполагалось использование специальных карточек, на которых выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. У умственно отсталых детей сложности с чтением, поэтому основные правила обговариваются с детьми перед началом работы. Важным моментом при работе с таким детьми является момент перехода с этапа на этап. Критерием перевода действия на следующий этап служит мера его усвоения. При письме дети должны полностью усвоить работу с образцом на этапе слов, словосочетаний, предложений и только затем текста. Работа с текстом по нахождению ошибок проводится в той же последовательности. Подобные задания возможно разработать для любых предметов, например,  для математики.  Найди и исправь ошибку в порядке чисел, примеров и т.д.

Важно показать ценность данного задания детям. Для этого необходимо поинтересоваться у ребят, где  им пригодится умение находить ошибки. Ребята чаще всего приходят к выводу, что умение находить свои ошибки им пригодиться в любой деятельности. Данный вывод позволяет ученикам увидеть практическую значимость выполняемых заданий.

Тем не менее, задания «Найди и исправь ошибку» детьми воспринимается не как учебное, а как игровое, что значительно повышает интерес, положительно влияет на их работоспособность. Задания можно использовать в конце занятия, когда наблюдается значительное утомление учеников. Даже у самых негативно настроенных и утомленных ребят появляется интерес и стремление правильно выполнить задание. Важно, что допущенные ошибки во время игры, как кажется детям, значительно снижают ситуацию стресса.

Задания можно дифференцировать в зависимости от возможностей детей, давая образец, регулируя количество предложений и ошибок в них

Рекомендуем в начале освоения метода «внимательного письма», на этапе обучения работе с правилами нахождения ошибок акцентировать внимание детей не на результате, а на правильности выполнения задания.

Одним из наиболее важных на наш взгляд элементов применения данного метода является использование компьютерных технологий. Этап проверки рекомендуется проводить, используя презентационные материалы, разработанные в программе PowerPoint. Разрабатывать материалы необходимо таким образом, чтобы ребенок самостоятельно при помощи компьютерной мыши мог исправить ошибку. Применение компьютерной мыши ребенком, а не педагогом значительно повышает интерес и самостоятельность детей, таким образом создается ситуация успеха.

В заключение, мне еще раз хотелось бы отметить эффективность метода «внимательного письма» для повышения качества обучения через развитие самоконтроля и формирования внимания. Кроме этого задания, используемые при применении данного метода, имеют практическую направленность и высокую эмоциональную привлекательность для детей.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх