Звуковая культура является частью общего понятия «культура речи», поэтому включает умение ребенка правильно, выразительно говорить, четко проговаривая все звуки. Бывает, что речь ребенка формируется самостоятельно, но чаще всего здесь требуется работа по нескольким направлениям:
Формирование умения воспринимать речь других людей.
Здесь предусмотрена работа по развитию фонематического восприятия, ритмического слуха, слухового внимания
Укрепление артикуляционного аппарата
Данное направление предусматривает развитие у ребенка речевого аппарата, дыхания и знаний о правильной артикуляции звуков.
Расширение словарного запаса
В этом направлении предусмотрена работа по знакомству ребенка с новыми словами и умению их применять по назначению.
Игры для повышения звуковой культуры речи
В детском возрасте эффективнее всего развитие проходит во время игры, нужно учитывать это при организации работы направленной на коррекцию речи. Стойкий положительный результат возможен лишь при регулярных, а не разовых занятиях. Занятия, которые проходят без системы и учета возможностей ребенка принесут больше вреда, чем пользы.
Давайте рассмотрим игры, показывающие высокую эффективность и при этом не требуют финансовых и иных затрат, кроме времени и внимания родителей.
Развитие фонематического восприятия и слухового внимания
Игра «Сумей поймать»
Взрослый предлагает ребенку «поймать звук» хлопком в ладоши, если он услышит заданный звук, произнесенный изолированно, в слоге, в слове.
Игра «Пройди круг»
Для данной игры нужны несколько детей, которые садятся в круг. Ребенок берет мяч и он становится ведущим. Ему нужно придумать слово, а следующий ребенок должен определить последний звук и придумать новое слово с ним. Если у ребенка не получается, то он выбывает из игры.
Обратите внимание, что на первом круге для создания ситуации успеха рекомендуется поддержка и помощь взрослого, а следующие круги дети работают самостоятельно.
Развитие грамматического строя речи
Игра «Мешок»
Данная игра предполагает участие нескольких детей. Взрослый держит мешок и начинает считать по считалке.
Вот тебе мешок,
Поклади в него то, что на –ок,
Скажешь и с тебя залог.
На ком из детей остановиться счет, тот берет мешок и продолжает игру. Он говорит «У меня мешок, я положу в него на -ок» и называет слово на –ок, например: листок, сучок, сундучок, сапожок, кружок и т.д.
Когда мешок побывает у всех детей, взрослый достает слова и предлагает детям выполнить задание со словом или звуком из него.
Например:
— подобрать рифму,
— составить предложение,
— придумать загадку,
— вспомнить скороговорку,
— слово разделить на слоги и т.д.
Игра «Корзинки»
Взрослый дает слова, а дети раскладывают их по корзинкам, используя признаки рода. Для этого они задают вопросы:
— Она моя?
— Оно моё?
— Он мой?
Расширение словарного запаса
Игра «Продолжи»
Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает.
Например:
Лед холодный, а огонь…..
Лимон кислый, а сахар….
Пух легкий, а камень….. и т.д.
Игра «Это бывает…»
Взрослый предлагает слово-признак, а ребенок подбирает к нему, как можно больше предметов. Победит ребенок, назвавший наибольшее количество слов.
Связная речь
Упражнение «Расскажи сам»
Упражнение напоминает игру «Чудесный мешочек», но здесь ребенку нужно рассказать про свой предмет, не показывая его, чтобы остальные догадались. Взрослый начинает игру, показывая, как нужно описывать предмет, а продолжают её дети.
Упражнение «Вот это да!»
Взрослый предлагает детям начало истории, а они должны продолжить и закончить её.
Звуковая культура речи не просто умение говорить, её развитие дает ребенку возможность подготовиться к условиям обучения в школе, к главным учебным навыкам письму и чтению.