Почему мой ребенок боится говорить? или логофобия…

Иногда при заикании, нарушениях звукопроизношения и других речевых дефектах возникают ситуации боязни речевого общения или логофобия. Она имеет, как физиологические причины, так и психологические, но не зависимо от причин при логофобии возникает фиксирование на речевом дефекте, приводящее к избеганию ситуации общения.

Варианты логофобии

Можно выделить несколько вариантов фобических расстройств в рамках логофобии:

— фиксация на проговаривании отдельных звуков или звукофобия,

— страх, связанный со сложными словами или вербофобия,

— боязнь речи при заикании, проявляющаяся в остановках, заминках или лалофобия,

— паника при докладах перед аудиторией, страх сцены или пейрафобия.

Стадии логофобии

Страх говорить появляется не стразу, а развивается постепенно.

1 стадия

Сначала тревога при общении появляется в ситуациях, связанных с эмоциональными переживаниями.

2 стадия

Теперь тревога появляется уже в начале разговора при планировании речевого высказывания.

3 стадия

На конечной стадии уже одна мысль о выступлении или потребности в общении, отрицательном опыте речевого высказывания вызывает страх вплоть до паники.

Причины логофобии

Среди причин боязни речевого высказывания можно отнести:

Заикание

Любая форма заикание выражается в судорогах при произнесении звуков, слогов или слов. Судороги влияют на работу нормальную работу речевого аппарата, дыхание. При волнении судороги усиливаются, в результате ребенок начинает избегать общения, нарастают невротические реакции, появляется обидчивость, злоба, даже агрессия.

Мутизм

При нормально функционирующем речевом аппарате, сохранной речью и письмом, в ситуациях дискомфорта, например, в детском саду, школе, при общении с определенными людьми и т.д., ребенку проще молчать, чем говорить.

Дефекты дикции

Неправильные звуки, национальный акцент в подростковом возрасте, да и у взрослых может стать причиной для избегания общения. При этом они могут отвечать односложно, говорить тихо, прерывисто, невнятно.

Социофобия

Отрицательный социальный опыт тоже может стать причиной боязни общения. Причиной данной фобии может стать провальное выступление, критика взрослых, крики родителей.

Человек не может говорить и дело здесь не в работе речевого аппарата, но при желании заговорить горло пересыхает, дыхание затрудняется, мысли путаются, а речь становиться невнятной.

Тревога усиливается, начинают дрожать руки, тошнить, появляется потливость. В результате разговор завершается, а отрицательные эмоции продолжают накапливаться.

Чаще всего социофобы выглядят замкнутыми, неконтактными, молчаливыми. При этом они очень хотят общаться, но их тревога и страх им не дают этого сделать.

Галитоз

Как ни странно, но плохой запах изо рта может стать проблемой при общении с людьми. Человек при этом может его не ощущать, но окружающие могут с ним избегать близких контактов.

В итоге человек начинает больше молчать, лишний раз не открывая рта. Старается заменять речь жестами, закрепляя, таким образом, логофобию.

Конечно, логофобия сама по себе не очень приятная штука, но она еще может быть чревата осложнениями.  Для облегчения общения человек может использовать расслабляющие средства, например алкоголь или лекарственные препараты. Кроме этого осложнением логофобии может быть психическое расстройство, приводящее полному отказу от общения, осложнениями в профессиональной деятельности, самоизоляции.

Как узнать, есть ли логофобия?

Для диагностики психолог использует наблюдение или беседу. Кроме этого, логофобия  определяется речевыми опросниками, показывающими переживание или фиксированность обследуемого на речевом дефекте.

Логопед определяет степень развития устной речи. Обследование покажет наличие первичного речевого дефекта: дислалию или заикание.

Кроме этого может понадобиться дополнительное медицинское обследование у ряда специалистов, таких как:

— стоматолог,

— невролог,

— гастроэнтеролог,

— пульмонолог,

— отоларинголог.

Как лечится логофобия?

Лечение включает медикаментозную терапию в соответствии с рекомендациями специалистов. Обязательный прием препаратов понижающих возбуждение нервной системы (антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы), а также физиопроцедуры, включающие:

— физиолечение,

— лечебную гимнастику,

— массаж,

— общие ванны.

Помимо медикаментозного лечения необходима психокоррекция. Кроме этого при работе с логофобией не обойтись без помощи логопеда, ведь чаще всего причина заключается в наличии речевого дефекта. Логопедическая работа заключается в коррекции звукопроизношения, включающую:

— развитие фонематического восприятия,

— артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику,

— обучение речевому дыханию,

— постановку звуков.

Нужно отметить, что если не предпринять шагов к восстановлению речи, то ребенка ждут проблемы школьного обучения. При письме будут наблюдаться ошибки орфографического и дисграфического характера. На других предметах будут сложности с чтением и ответами у доски. Кроме того, нужно помнить, что речь напрямую связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка.

В заключении, хотелось бы отметить, что логофобия не просто каприз, а серьезная проблема. Нужно обязательно обращать внимание на снижение речевой активности ребенка или взрослого, найти причину и оказать помощь.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх