Для правильного произношения, понятной и красивой речи мышцы органов речи нужно тренировать, особенно это необходимо детям с речевыми дефектами. Мышцы у него языка очень слабые, губы малоподвижные, для их укрепления и развития требуются специальные упражнения.
Для правильного произношения шипящих звуков нужен подъем языка, именно поэтому они оказываются сложными для произношения у детей со слабо развитым артикуляционным аппаратом.
Вы уже познакомились с артикуляцией и дефектами произношения шипящих звуков. Все шипящие звуки произносятся на подъеме языка, а для его формирование требует специальных тренировок.
Правила проведения артикуляционной разминки заключаются в необходимости от 4 до 5 повторений каждого упражнения, её выполнения перед зеркалом, плавности движений, а также за контролем симметрии лица ребенка.
Упражнения для шипящих звуков
«Трубочка»
Упражнение направлено на тренировку губных мышц, для этого зубы смыкаются, губы округляются и вытягиваются вперед на 5 секунд.
«Лопатка»
Задание позволяет научить ребенка расслаблять мышцы языка и одновременно сохранять щель между верхними и нижними зубами. Губы растягиваются в улыбке, широкий расслабленный язык на нижней губе удерживается от 5 до 10 секунд.
«Ах, какое вкусное варенье»
Во время упражнения проходит тренировка мышц языка, направленная на выработку широких и ритмичных движений.
Рот открыт, челюсти неподвижны, широким языком по направлению сверху вниз облизывается верхняя губа.
«Чашечка»
Это упражнение выполняется после обучения и правильного упражнений «Лопатка» и «Ах, какое вкусное варенье». Оно направлено на развитие умения мышцами языка образовывать форму чашечки. Для этого расслабленный язык приподнимается над нижним небом, а его боковые части закручиваются внутрь языка, это положение удерживается на счет от 5 до 10.
«Качели»
Данное упражнение направлено на укрепление мышц языка и формирование навыка его перехода из верхней в нижнюю позицию.
Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы хорошо видны. Языком нужно дотянуться до верхних зубов и опустить его за нижние зубы, при этом челюсть неподвижна, упражнение выполняется 4-5 раз.
«Парус»
Упражнение помогает научиться удерживать язык у верхних зубов. Губы в улыбке, рот открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается в таком положении 5-10 секунд.
«Фокусник»
Задание помогает формировать навык прохождения воздушной струи по середине языка, находящегося в верхней позиции.
Губы в улыбке, рот открыт, бумажку или ватку кладем на нос, язык нужно поднять к верхней губе, делаем вдох через нос и направляем воздушную по языку вверх, бумажка или ватка при этом должны взлететь в воздух.
Артикуляционная гимнастика готовит речевой аппарат к произношению звуков, но без умения услышать звук ребенок не начнет говорить правильно.
Важно понимать, что развитие фонематического восприятия является еще одной важной частью работы над правильным произношением звуков.