Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Для правильного произношения, понятной и красивой речи мышцы органов речи нужно тренировать, особенно это необходимо детям с речевыми дефектами. Мышцы у него языка очень слабые, губы малоподвижные, для их укрепления и развития требуются специальные упражнения.
Для правильного произношения шипящих звуков нужен подъем языка, именно поэтому они оказываются сложными для произношения у детей со слабо развитым артикуляционным аппаратом.
Вы уже познакомились с артикуляцией и дефектами произношения шипящих звуков. Все шипящие звуки произносятся на подъеме языка, а для его формирование требует специальных тренировок.
Правила проведения артикуляционной разминки заключаются в необходимости от 4 до 5 повторений каждого упражнения, её выполнения перед зеркалом, плавности движений, а также за контролем симметрии лица ребенка.

Упражнения для шипящих звуков

«Трубочка»

Упражнение направлено на тренировку губных мышц, для этого зубы смыкаются, губы округляются и вытягиваются вперед на 5 секунд.

«Лопатка»

Задание позволяет научить ребенка расслаблять мышцы языка и одновременно сохранять щель между верхними и нижними зубами. Губы растягиваются в улыбке, широкий расслабленный язык на нижней губе удерживается от 5 до 10 секунд.

«Ах, какое вкусное варенье»

Во время упражнения проходит тренировка мышц языка, направленная на выработку широких и ритмичных движений.
Рот открыт, челюсти неподвижны, широким языком по направлению сверху вниз облизывается верхняя губа.

«Чашечка»

Это упражнение выполняется после обучения и правильного упражнений «Лопатка» и «Ах, какое вкусное варенье». Оно направлено на развитие умения мышцами языка образовывать форму чашечки. Для этого расслабленный язык приподнимается над нижним небом, а его боковые части закручиваются внутрь языка, это положение удерживается на счет от 5 до 10.

«Качели»

Данное упражнение направлено на укрепление мышц языка и формирование навыка его перехода из верхней в нижнюю позицию.

Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы хорошо видны. Языком нужно дотянуться до верхних зубов и опустить его за нижние зубы, при этом челюсть неподвижна, упражнение выполняется 4-5 раз.

«Парус»

Упражнение помогает научиться удерживать язык у верхних зубов.  Губы в улыбке, рот открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается в таком положении 5-10 секунд.

«Фокусник»

Задание помогает формировать навык прохождения воздушной струи по середине языка, находящегося в верхней позиции.
Губы в улыбке, рот открыт, бумажку или ватку кладем на нос, язык нужно поднять к верхней губе, делаем вдох через нос и направляем воздушную по языку вверх, бумажка или ватка при этом должны взлететь в воздух.

Артикуляционная гимнастика готовит речевой аппарат к произношению звуков, но без умения услышать звук ребенок не начнет говорить правильно.

Важно понимать, что развитие фонематического восприятия является еще одной важной частью работы над правильным произношением звуков.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх