Сейчас детей с ОВЗ или особыми образовательными потребностями все больше и больше, таких детей еще называют «особый ребенок». Можно много рассуждать о причинах подобных тенденций, но родителям с такими детьми не станет легче.
Что делать, когда в семье «особый ребенок»?
Как ему помочь заговорить?
Все ли я делаю правильно?
Ответы на эти и многие другие вопросы интересуют родителей с детьми ОВЗ.
Сегодня мы поговорим о запуске речи: этапах, условиях и способах.
Речь является одним из важнейших инструментов, обеспечивающих общение людей. При помощи речи мы выражаем мысли, понимаем других. Все это позволяет понять важность речи в развитии ребенка, ведь она во многом определяет его успешность в социальном обществе.
Условия запуска речи
Нужно помнить, что речь не формируется сама по себе. Для её развития необходимо определенное развитие психических функций. Они создают базовую основу для возможности запуска и развития речи, поэтому обязательно у своего малыша развивайте внимание, память, мышление и т.д.
При этом необязательно записываться к дорогостоящим психологам. На ранних этапах достаточно создание развивающей среды, которая включает:
- обязательные физические упражнения,
- развивающие игрушки,
- игры, направленные на контроль поведения,
- расширение словаря ребенка.
Одним из важных и необходимых условий для запуска и формирования речи является создание речевой среды. Она включает обязательную возможность ребенка общаться. Ведь общение с ребенком побуждает его стремление к выражению своих мыслей, а значит потребности говорить.
Есть ряд требований к речи взрослого, которые необходимо выполнять при общении с ребенком, имеющем особенности речевого развития. Речь взрослого должна быть:
— четкой,
— громкой,
— выразительной.
Показывайте ребенку предметы, действия с ними, их свойства, и обязательно называйте их соответствующим словом. Озвучивайте все, что ребенок видит, слышит, делает. Пойте, читайте малышу детские стихи. Слова, а особенно песни, являются мощным механизмом запуска речи у детей.
Этапы развития речи
Речь развивается поэтапно, и начальным этапом её становления речи можно выделить понимание. Для развития активной речи ребенок должен для начала понимать то, о чем говорят окружающие его люди. Понять понимание речи ребенком можно по выполняемым им инструкциям взрослых. Например, можно спросить: «Сколько Вове годиков?», а малыш показывает пальчиками, сколько ему лет. Или спросите, как царапается кошка? Малыш должен поцарапать своими пальчиками любую поверхность или себя. Из данных примеров становиться понятно, что ребенок понимает слова «годиков» и «царапаться».
На этапе понимания можно использовать вопросы:
— Где?
— Покажи?
Взрослый показывает ряд картинок и просит своего малыша показать собаку, спрашивая его: «Где собака?». Если видно, что малыш затрудняется с ответом, то покажите пальцем сами, озвучивая: «Где собака?», «Вот собака!». Таким образом, ребенок усваивает вопрос: «Где?» и в дальнейшем сможет ответить самостоятельно.
Следующим этапом запуска речи можно выделить расширение пассивного словаря. Знакомя ребенка с незнакомыми словами, объясняя их значение, читая книги и стихи, побуждая ребенка к новым эмоциям и впечатлениям, вы тем самым расширяете его пассивный словарь, который со временем активизируется. Активизация словаря или побуждение ребенка к попыткам произнесения знакомых слов является конечным этапом запуска речи.
Способы запуска речи
Этот же процесс запуска происходит у всех детей, но у большинства он автоматический, а вот у детей с речевыми проблемами нужны особые условия.
Причем при анартрии и дизартрии, когда в первую очередь проблема связана с артикуляцией звуков, чувствительностью артикуляционных органов, требуется развитие артикуляционной моторики, кинестетических ощущений и речевого дыхания, через специальные занятия, массаж, гимнастику.
Если же у ребенка алалия, здесь в первую очередь необходимо активизация речевых зон коры головного мозга и звуки появляются по мере их созревания. Здесь массаж и гимнастика могут быть мало эффективны, а появление звука можно спровоцировать новыми яркими впечатлениями. Взрослому в этом случае нужно лишь закрепить успех ребенка, порадовавшись вместе с ним. Например, на празднике на малыша произвели впечатление яркие воздушные шары, и ребенок произнес слово «шары». Взрослому нужно указать ребенку на неожиданное появление нового слова, обнять его, поцеловать, похвалить и несколько раз сказать «шары», указав на них. Спросить ребенка «Что это?!!!», обязательно используя эмоции и голос, а если он, растерявшись, не сможет ответить, то произнести слово «шары» за него. Исключите любую форму «давления», может его настроение уже стало другим и ему уже интересно что-то другое. Будьте внимательны, «чувствуйте» своего малыша.
Обратите внимание, что как правило, ребенок с алалией не начинает говорить словами, особенно при запуске речи ждите отдельных звуков или слогов. Первыми обычно появляются гласные, в дальнейшем открытые слоги в силу их более легкой артикуляции. Поэтому в случае с шарами скорей всего взрослый услышит «ша» или «а», но для ребенка это огромный шаг к речи.
Из звуков сложатся слоги, а затем через заучивание слогов появятся слова.
Как вы видите, в зависимости от речевой проблемы и способы запуска различны, поэтому важна ранняя диагностика речевого нарушения. Если вы заметили, что-то особе в развитии вашего ребенка не тяните с посещениями специалистов.
Для того, чтобы лучше узнать своего малыша и помочь ему, познакомтесь с нормами речевого развития и правилами общения с ребенком.