Поздравляем, уже благополучно пройден этап двух лет. Ваш ребенок активно познает мир, уже может прослушать небольшие рассказы или сказки и поделиться с вами впечатлениями. Ему все интересно, малыш активно познает мир, но усвоить новые знания он сможет только имею хотя бы базовый уровень развития речи. Главными помощниками в любом развитии ребенка остаются окружающие его взрослые и общение с ними.
С 2-х до 3-х, что меняется?
В два годика малыш может общаться со взрослыми и сверстниками. При нормальном развитии уже через пол года его словарный запас увеличится в 3-4 раза и в среднем увеличится от 1000 до 1200 слов. Большую часть их них составят слова-предметы, четверть от общего количества — это слова-действия. Кроме этого появится небольшая группа местоимений, предлогов и наречий.
Рассказывая ребенок сможет указать размер, цвет, форму предметов, их свойства, например: горячий, сладкий и т.д.
У детей в этом возрасте начинает появляться словотворчество, они начинают придумывать новые слова.
В речи преобладают простые предложение повествовательные и с восклицательной интонацией, но слова в них уже согласуются по родам и числам, но ошибки, связанные с изменением по падежам еще встречаются довольно часто.
На третьем году, ребенок задавая вопрос использует не только интонацию, но и вопросительные слова, например: «Почему, мяч укатился?», «Где кукла?», «Как достать?». «Когда пойдем?».
Обратите внимание, что после 2-х лет у ребенка должно уменьшаться количество облегченных слов (собака вместо гав-гав).
После двух лет ребенок начинает активно двигаться, у него укрепляются все мышцы, в том числе и речевые. Движения языка, нижней челюсти и губ более согласованы, что дает основу для улучшения звукопроизношения и ребенок может произносить практически все звуки за исключением свистящих, шипящих и соноров, они могут появиться позднее.
Чего еще пока нет!
Конечно, многое зависит от окружающей среды и индивидуальных возможностей поэтому, что-то у ребенка может появиться раньше, а что-то запоздать. В этом возрасте у малышей:
— допускаются ошибки, связанные с согласованием различных частей речи, например: «Хочу зеленая мячик!» и т.д.
— большинство отвлеченных понятий, таких, как страх, испуг, дружба детям остаются недоступными,
— несмотря на окрепший речевой аппарат, малышам еще пока сложно им управлять, поэтому не всегда удается справиться с громкостью голоса. Могут не к месту громко сказать, а вот шепот им совсем не доступен.
Когда нужно беспокоиться?
Если ваш малыш постоянно лопочет и окружающие его с легкостью понимают, пока можно выдохнуть спокойно. Если же ваш малыш старается заменить свою речь жестами, у него небольшой словарный запас, то стоит обратиться к специалистам, и в первую очередь к педиатру.
Можно выделить еще ряд признаков, которые могут указывать на задержку речевого развития или ЗРР:
— словарный запас пополняется очень медленно,
— нет фразовой речи, ребенок говорит отдельными словами или короткими словосочетаниями,
— малышу трудно ответить на вопрос или сформулировать свою мысль,
— в словах, которые произносит ребенок много ошибок, таких, как замены, пропуски слогов и звуков,
— когда ребенок произносит слова, лицо может заметно напрягаться или на нем подергиваться мышцы,
— малышу сложно понять сказку, ответить по ней на вопросы и уж тем более пересказать,
— ребенок с трудом, а то только, с помощью взрослого может собрать матрешку, пирамидку, простую разрезную картинку.
Хочу знать, что у моего малыша все нормально!
Если у вас возникло желание проверить речевые возможности своих любимых сыночка или дочки, то лучше это сделать по достижению трехлетнего возраста или в начале четвертого года жизни. Вы можете обратиться к специалистам, но есть возможность попробовать сделать это самостоятельно при помощи экспресс-тестов, которые сразу позволят получить рекомендации психолога или логопеда.
Как помочь малышу, чтобы было все отлично!
Логопеды выделяют несколько простых советов для речевого развития ребенка, но неважно какого возраста ваш малыш, показывайте ему пример правильной, ровной и спокойной речи.
Кроме этого, важно:
— помогать ребенку в построении фразы или вопроса, давая ему правильный образец при затруднениях, с обязательной просьбой повторить правильно,
— развивать мелкую моторику, выполняя пальчиковую гимнастику и другие упражнения,
— совершенствовать связную речь, помогая составлять рассказы или пересказывать сказки,
— улучшать произношение звуков, заучивая стишки и потешки.
Для взрослого время бежит быстро, а уж для маленького ребенка оно просто летит. С каждым днем уходят возможности для его развития. Нужно помнить, что чем раньше вы начнете помогать малышу. Тем больше шансов у него в будущем быть успешным.