Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей. Зачем и для чего её нужно развивать?

Родители малышей очень часто слышат о том, что у детей важно развивать мелкую моторику.

«Мелкая моторика», что это? А зачем и для чего её нужно развивать? Как правило, мало кто упоминает.

Ученые определяют «мелкую моторику», как движения мышц кистей рук. Исследованиями давно подтверждено тесное взаимовлияние между развитием мелких мышц кистей и развитием речи ребенка. Есть предположение, что посредством мелких движений происходит стимуляция нервной системы, что дает толчок к развитию речи малыша.

Как проверить, есть ли у вашего ребёнка проблемы с речью?  Вы сможете сделать это сами, с помощью экспресс-тестов для разных звуков, которые можно выполнить за несколько минут.

Как правило,  дети, приходящие в школу с высоким уровнем развития мелкой моторики имеют более высокий средний балл по успеваемости, обладают более высоким уровнем внимания и памяти. Недаром одним из критериев готовности к школе является высокий уровень развития мелкой моторики.

Как развивается у ребенка мелкая моторика?

Одной из первых двигательных функций ребенка является хватание, проявляющееся врожденным рефлексом. Наверное, многие родители малышей удивлялись силе их маленьких ручек, когда они хватаются за палец взрослых.

Примерно в 4 месяца ребенок овладевает простыми движениями рук, которые носят скорее случайный характер, но позволяют ему контактировать с предметами и окружающими.

К 7 месяцам, это уже хватание по желанию малыша, а к 8 малыш начинает держать предмет пальцами.

Таким образом, к одному году малыш овладеет определенным числом движений и действий.

От годика до трех лет ребенок учиться ходить, бегать, лазать и кидать. Сразу же он учиться и другим полезным движениям, например, пользоваться пальцами и кистью руки.  Он становиться более ловким, устойчивым, у него улучшается координация движений.

И хотя, кажется, что ребенок еще неуклюжий. На самом деле это происходит по тому, что малыш старается сделать больше, чем ему позволяет уровень его развития.

Даже небольшое отставание ребенка от сверстников становиться заметным через движения, которые более медленные, не такие ловкие, четкие и организованные.

Впоследствии ребенок испытывает затруднения в самообслуживании , при рисовании, лепке, а в дальнейшем при письме. Излишняя расторможенность, неуравновешенность не дают закрепляться двигательным навыкам, в первую очередь мелким движениям. Поэтому пальцы не получают развитие и становятся малоподвижны, движения их не согласованы.

Чаще всего у детей с недоразвитием моторной сферы наблюдается недоразвитие речи различного уровня.

Как правило, к старшему дошкольному возрасту, соответствующему 6-7 годам, завершается дозревание зон коры ГМ (головного мозга), отвечающих за мелкие мышцы кисти. Координация ребенка совершенствуется настолько, что он может выполнять движения обеими руками. У детей появляется возможность овладения инструментами: карандашом, кистью, ручкой, стеком.

Ручная умелость у ребенка с общим недоразвитием речи не развита, поэтому им сложно писать, рисовать, лепить, вырезать, конструировать. Кроме этого  они испытывают затруднения в самообслуживании.

Когда нужно начинать развитие мелкой моторики у ребенка?

Тренировку кистей и пальцев рук нужно начинать, как можно раньше, ведь их движения являются одним из факторов:

— стимулирующих речевое развитие и мышление ребенка,

— подготавливающих кисть руки к письму,

— повышающих работоспособность коры ГМ,

— улучшающих артикуляционные движения.

Откладывая на потом игры с ребенком, ограничивая его активность нужно помнить, что вы, таким образом, замедляете, а может даже останавливаете развитие своего малыша.

Поделиться статьей:

Галина

Один комментарий к “Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей. Зачем и для чего её нужно развивать?

  1. Доброе время суток. Галина Александровна, спасибо , что предложили познакомится с вашим блогом. Я увидела в нем, очень много полезной информации, которая пригодится мне в работе с детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх