Почему звук [Л] считается самым «хитрым» и, как с ним справиться?

Звук [Л] является одним из самых хитрых звуков, не очень сложный в постановке он тяжел в автоматизации. В первую очередь из-за того, что его сложно различить и выделить среди других звуков, поэтому даже поставленный звук ребенком не произносится, пропускается или заменяется другим звуком. Профилактикой правильного звукопроизношения является развитие фонематического восприятия, которое поможет ребенку услышать все звуки слова. Только в этом случае, даже при правильном звукопроизношении, малыш начнет правильно говорить.

Мягкий [Л’] формируется на 2-3 году жизни ребенка, а вот твердая форма этого звука относиться к группе позднего онтогенеза и появляется на 5-6 год. Позднее появление твердого звука [Л] связано с тем, что у данной формы более сложная артикуляция, которая требует более крепких мышц кончика языка и его подъема в верхнюю позицию.

Артикуляция звука [Л]

При произнесении звука [Л]:

— зубы должны быть раздвинуты,

—  язык изгибается в форму «седла», при этом его кончик приподнят и упирается в верхние зубы или их нижний край, который соприкасается с десной,

— по бокам язык наклонен вниз, при этом создается щель и дает возможность проходить через неё воздушной струе.

— губы занимают позицию подходящую для произнесения следующего за [Л] звука.

Фонетическое нарушение в произношении [Л] и [Л’] называют ламбдацизмом.

Формы ламбдацизма

Выделяют несколько видов нарушений в произношении звука [Л]:

— губно-зубной,

— носовой,

— двугубый,

— межзубный,

— смягченный.

Кроме этого звуки [Л] и [Л’] могут отсутствовать, а также заменятся на другие звуки.

Для определения правильности произношения звука [Л] можно пройти экспресс-тест «Дефекты звука [Л]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.

Экспресс-тест

Нарушения в произношении звука [Л]

Попросите ребенка произнести:
«Лампа-белка-стол».
Послушайте, как он их произносит и выберите на следующем слайде нужный признак, затем перейдите на номер слайда, соответствующий номеру, который подходит для характеристики произношения звука [Л]  вашего ребенка.

Выберите подходящий вариант ответа.

 

Причины нарушений в произношении звуков [Л] и [Л’]

В первую очередь ламбдацизм может быть обусловлен различными механическими нарушениями органов речевого аппарата, недостатком мышечной иннервации.

Причины ламбдацизма

Среди наиболее распространенных причин выделяют:

Укороченную подъязычную связку, в этом случае подъем языка затруднен, что приводит к формированию неправильного артикуляционного уклада.

Микроглоссию и макроглоссию, иными словами малый или наоборот массивный язык, также влияют на произношение звуков [Л] и [Л’].

Измененный мышечный тонус, который делает язык либо вялым, либо напряженным, что влияет также на круговую мышцу рта, влияющих на работу органов артикуляции, что приводит к искажению звука.

Расщелины в небе или ринолалия, при которой формируется высокий подъем корня языка, артикуляция смещается в полость рта, а кончик становиться не активным.

Слабое развитие слуха вызывает смещение и замену звуков из-за нарушений их акустического дифференцирования или неточного произнесения звука.

— Иные причины, такие, как: частые заболевания детей, речевая депривация или неправильный речевой образец, в случае, когда родители сами неправильно произносят данный звук.

Коррекция ламбдацизма

Среди форм помощи при нарушениях произношения звуков [Л] и [Л’] можно выделить:

— медицинскую, которая предусматривает в случае необходимости оперативное, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

— логопедическую, которая включает развитие артикуляционного аппарата, постановку и автоматизацию звуков [Л] и [Л’], а также логопедический массаж.

Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»

Принципиальной разницы в постановке звуков [Л] и [Л’] у взрослых нет. Отличие, наверное, будет только в скорости постановки. Ведь взрослый осознанно, а значит с высоким уровнем мотивации подойдет к решению данного вопроса.

Помогать своему ребенку преодолевать речевые трудности родитель должен начинать в тот момент, когда он их заметил. В этом случае нужно решить, не пора ли к логопеду или попробовать помочь малышу самостоятельно. В помощь родителям есть простые советы логопеда, которые помогут сформировать правильную речь ребенка.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх