Не знаю, правильно ли мой малыш говорит звук [Р]? Причины и диагностика нарушений

Статистика говорит о том, что в среднем четверть всех обращений к логопеду приходиться на вибранты или звуки [Р] и [Р’]. Звуки у ребенка появляются достаточно поздно, в районе 5-6 лет. Если они все же не появились или вы заметили, что он их произносит неправильно, то следует сразу же обратиться к логопеду.

Звук [Р] является очень заметным, его произнесение сопровождается так называемым «дрожанием» языка, при этом он находиться за верхними зубами. Широкий язык боковыми краями прижат к верхним коренным зубам, а голосовые связки образуют голос. Работа губ определяется следующим за звуком [Р] гласным.

Вы затрудняетесь определить, правильно ли ваш ребенок говорить звук [Р], нужно ли вам обращаться к логопеду?

Для определения правильности произношения звука [Р] можно пройти экспресс-тест «Дефекты звука [Р]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.

Экспресс-тест

Дефекты звука [Р]

Попросите ребенка произнести:
«Рак-ведро-комар».
Послушайте, как он их произносит и выберите на следующем слайде нужный признак, затем перейдите на номер слайда, соответствующий номеру, который подходит для характеристики произношения звука [Р]  вашего ребенка.

Выберите подходящий вариант ответа.

 

Причины ротацизма

Среди причин ротацизма можно выделить такие факторы развития, как:

— аномалия развития языка, которая чаще всего выражается в короткой подъязычной связке и не дает языку подниматься,

— аномалия развития зубочелюстной системы, при этом наблюдаются расщелины в небе или боковой прикус,

— слабость артикуляционных мышц,

— проблемы с фонематическим восприятием, ребенок при этом не различает звук в потоке речи и заменяет его на тот, который он считает подходящим,

— нарушение иннервации речевого аппарата или дизартрия, это может сопровождаться парезом языка и щек, роль которых важна при формировании звука,

— двуязычие, например французского и немецких языков, в которых звук [Р] произноситься иным способом, ребенок начинает подражать даже не замечая этого.

Коррекция ротацизма

Выделяют несколько способов коррекции:

  • Предупредительная коррекция, при которой создаются условия для нормального развития звука:

— медицинское вмешательство, например, устранение дефекта короткой подъязычной связки или ношение брекетов для исправления прикуса,

— развитие фонематического восприятия и выполнение артикуляционной гимнастики.

Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»

Будьте внимательны, наблюдайте за развитием своего ребенка, расширяйте его кругозор, развивайте внимание, мышление, память. Особое внимание уделите формированию фонематического восприятия и языкового анализа.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх