Появление в доме малыша является, наверное, одним из самых волнительных и стрессовых моментов семьи. Хочется, чтобы малыш получил все самое лучшее, том числе и условия для развития речи.
Стадии развития речи ребенка до года
Для лучшей помощи малышу нужно знать основные стадии развития речи:
Крик
Это самая первая стадия и ее длительность примерно от 6 до 8 недель. Звуки, издаваемые ребенком на этой стадии носят рефлекторный характер. Чаще всего это гласные с нозальным оттенком, которые получаются через короткий вдох и длинный выдох.
Гуление
Длительность этой стадии индивидуальна, но в среднем продолжается от дых до пяти месяцев. Гуканье и сочетания с гласными спонтанны (эге, агу, кхы), кроме этого при гулении формируется речевое дыхание. Улыбка, затем смех малыша, это не просто рефлекс, а способ общения.
Все речевые проявления могут выступать, как реакция на взрослого или иную ситуацию, но все, же оно является первым шагом к коммуникации или общению с окружающими.
Лепет
Стадия лепета является самой длинной, ее продолжительность в среднем шесть-семь месяцев, т.е. почти до 11 месяцев, а это уже почти конец первого года жизни. Сначала у ребенка возникает лепет из отдельных слогов (ба, ля, па), из которые затем формируются слоговые цепочки (ба-ба-ба, па-па-па, ля-ля-ля). Данная стадия имеет большое значение для будущей речи, ведь во время лепета у малыша идет укрепление органов речевого аппарата.
Первые слова
Родители всегда с нетерпением ждут первое слово малыша. Оно, как правило, появляется к концу года и составлено оно из двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ам). Стадия является знаковой для развития речи, ведь ребенок не просто лопочет, а соединяет слоги с конкретным предметом. Кроме этого начинает активно контактировать со взрослыми, понимать обращенную речь, развивается пассивный словарь. У него развивается предметно-манипулятивная деятельность, и он на ваше обращение: «Дай мяч!» ответить не сможет, а вот подать вам мяч у него получиться.
Когда нужно беспокоиться?
Поводом для беспокойства у родителей с ребенком первого года жизни может быть:
— отсутствие гуления и гуканья, а также фиксации взгляда на движущемся объекте,
— не проявляется «комплекс оживления», т.е. нет реакции на эмоциональную речь,
— отсутствие интереса к окружающему и наступление стадии гуления к 6 месяцам и позже,
— гуление и лепет тихие, без эмоций и интонирования,
— неправильное расположение языка во рту, спазмы мышц языка и рта,
— затяжная стадия лепета до 9-го – 12-го месяца,
— ребенок не может глазами найти источник звука,
— у малыша трудности с жеванием, глотанием, питьем, постоянное поперхивание едой,
— ребенок безразличен к тому, что другие его не понимают, он разговаривает, как говорят на «иностранном языке»,
— лепет сохраняется до года, и ребенок начинает заменять слова на жесты.
Если вы заметили тревожные симптомы у своего малыша, то желательно обратиться за консультацией специалистов:
— детского невролога,
— отоларинголога,
— логопеда,
— дефектолога.
В этом возрасте организм ребенка восприимчив к коррекции поэтому, чем раньше она начнется, тем быстрее ребенок достигнет нормы развития.
Родители должны помнить, что нарушение речи может привести к интеллектуальному отставанию в сравнении со сверстниками.
Правила развития речи ребенка до года
Большинство родителей не задумываются о том, что они могут помочь своему ребенку научиться говорить правильно и понятно. Давайте посмотрим, что должен делать родитель для развития речи малыша.
- Уже с появления первых речевых проявлений таких, как гуление нужно поддерживать ребенка, транслируя ему свое положительное отношение но, не переутомляя его, ведь гуление и лепет являются основой будущей речи.
Обратите внимание, что при общении с ребенком речь взрослого должна быть понятной, с правильной артикуляцией звуков.
- При появлении первых слов нужно поддерживать ребенка, разговаривая с ним, отвечая ему и озвучивая все действия. Видя машину, мама скажет ребенку: «Машина би-би!».
- Детские песенки отличный материал для развития малыша. С их помощью формируется ритмическая сторона речи, расширяется словарный запас. Когда родитель не только поет, но и побуждает ребенка к движениям, то у малыша развивается память, мышление, внимание, общая моторика.
- Ребенок, играя с игрушками, развивает мелкую моторику, а затем развивается его речь. Для укрепления пальчиков малыша можно делать массаж, давать перебирать предметы различного размера, например, сначала погремушки, а затем бусы с крупными бусинами.
- Обязательно необходимо работать над пониманием речи, для этого малышу можно дать простые поручения, например, «Дай мяч!», «Иди ко мне!». Задания можно постепенно усложнять, таким образом, вы обучаете ребенка понимать инструкцию, что очень ему пригодиться во время школьного обучения .
- Вот у ребенка и появилось первое слово, что указывает на его готовность к речевой деятельности. Для усвоения ребенком правильных речевых образцов родитель обращаясь к нему должен говорить медленно, проговаривая каждый звук, четко выделяя ударный слог. Старайтесь избегать слогового произнесения, так как в этом случае теряется ударение, да и слово воспринимается, как бессмысленный набор звуков.
- Расширяйте словарный запас ребенка, закрепляя связь между предметом и словом. Если вашего малыша появилось новое слово, то его нужно обязательно закрепить, для этого повторите слово за ребенком и похвалите его.
- Знакомя ребенка с новым словом, убедитесь, что оно ему понятно, и он правильно понимает его значение.
- Играйте в игры связанные со знакомством с новыми словами и манипулированием предметов, например, «Достань из мешочка», «Волшебная коробочка». Доставая предмет опишите его, придумайте доступное звукоподражание.
- Рассматривайте вместе с ребенком картинки животных и птиц, озвучивайте их звукоподражанием или словами. Таким образом, вы приготовите основу для развития речи ко второму году жизни.
Вы познакомились с речевым развитием ребенка на первом году жизни, а также с правилами развития речи. Уделяйте своему ребенку время, будьте внимательны к его развитию и ваш малыш в будущем порадует вас красивой и правильной речью.