Речь является показателем, на который первым обращают внимание психологи и врачи. Ведь она влияет на психические процессы и в первую очередь мышление, от которого в дальнейшем будет зависеть освоение образовательной программы в детском саду и школе.
К одним из важных критериев речевого развития можно отнести тот запас слов, который ребенок понимает и может использовать.
Как определить уровень словарного запаса ребенка?
К сожалению, экспресс-методик, позволяющих сделать вывод о словарном запасе ребенка нет, можно лишь попробовать сделать вывод об общем уровне речевого развития. Методика направлена на изучение развития активного бытового или обиходного словарного запаса ребенка. Считается, что все дети развиваются одинаково, поэтому за показатель берется общий уровень словарного запаса.
В качестве инструкции предложите ребенку назвать предметы, которые могут одеть мальчики и девочки с головы до ног – зимой и летом, — ночью и днем.
Первые несколько слов родитель может произнести, как обычно, например, «назови то, что могут надеть …». Далее нужно говорить медленно, проговаривая каждый звук, выделяя слова голосом, а на месте тире делая паузу. Слова «с головы до ног» нужно подчеркнуть движением руки сверху вниз, и указать на голову, туловище и ноги.
Дети могут не сразу начать говорить, в этом случае просьбу нужно повторить. Если ребенок, начиная перечислять предметы остановился, то можно помочь ему вопросом: «Что еще можно надеть?». Слова «что еще» отлично подходят для побуждения к деятельности, недаром продавцы в магазинах всегда спрашивают: «Что еще?».
На выполнение задания ребенку в среднем дается 3 минуты, все слова названные ребенком для дальнейшего анализа нужно записать. Подсчитывая слова в зачет берутся лишь те, которые относятся к одежде.
При постоянном побуждении ребенка к ответу можно сделать вывод о низком уровне внимания и высокой отвлекаемости. Если ребенок называет много слов, которые нельзя отнести к одежде, то это указывает на слабое умение сосредоточиться. Это также отражается на его возможности построить нужный ассоциативный ряд.
Если ребенок называет «шапка», «шапка-ушанка», «панама», «кепка» их нужно учитывать, как разные слова и брать в зачет, а вот при перечислении «красное платье», «зеленое платье» нужно оценивать, как одно слово.
Бывает, что вместо слов ребенок рассказывает целую историю о том, как ему мама купила ботинки или шапку. В этот момент нужно остановить малыша и попросить назвать его только одежду.
Нормы словарного запаса
Неудовлетворительным показателем словарного запаса ребенка старшей группы, посещающего детский сад можно считать 8 и менее сказанных слов, для первоклассника такой показатель составляет 11 слов и меньше.
Понятно, что чем больше называет ребенок заданных слов, тем выше показатель речевого развития.
Если у вас остались вопросы, то вам стоит подробнее рассмотреть нормы речевого развития детей.
Как увеличить словарный запас?
Среди простых советов логопеда и общепринятых правил речевого развития главным можно отметить общение с ребенком.
Для целенаправленного пополнения словарного запаса у ребенка можно выделить следующие приемы:
— чтение вслух,
— постоянное использование новых слов, объяснение их значений и многократное повторение для закрепления,
— контроль слов-паразитов,
— применение настольных игр,
— для закрепления новых слов использовать ассоциации или наглядный материал,
— для перевода пассивного словаря в активный задавайте ребенку открытые вопросы и просите ответить полным ответом.
В заключении, хотелось бы отметить, что контроль использования телефонов и социальных сетей создаст условия для общения, что положительно отразиться не только на речевом развитии ребенка и, в частности, словарном запасе, но и его личности в целом.
Один комментарий к “Что должен знать родитель о словарном запасе ребенка? Нормы, диагностика и способы развития”