Эффективные способы постановки звука [Л]: этапы, способы, рекомендации

Нормы произношения говорят о том, что ребенку до 4-х лет допустимо говорить неправильно. К 6 годам формирование речевого аппарата должно завершиться, но часто все не так отлично, как хотелось бы. Нарушение или отсутствие [Л] является частой проблемой и называется ламбдацизмом. Постановка такого  диагноза проводится логопедом при обследовании ребенка.

Звук [Л] относят к группе соноров или звучных, для них характерно преобладание голоса над шумом. Для самостоятельного определения правильности произношения данного звука можно пройти экспресс-тест «Дефекты звука [Л]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то вам все же следует обратиться к логопеду.

Этапы постановки звука [Л]

Получение звука [Л], как и любого звука включает несколько этапов:

подготовительный,

— постановочный,

— автоматизация,

— дифференциация.

Подготовительный этап

Основной целью данного этапа является создание условий для успешной постановки звука, и они включают:

— изучение артикуляции звука [Л], которая поможет ребенку при постановке правильно расположить язык и губы,

— укрепление речевого аппарата необходимое для правильного произношения звука,

— развитие умение слышать и выделять звук в потоке речи.

Обратите внимание, что успешная постановка звука возможна при выполнении специальных упражнений укрепляющих речевой аппарат.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] должен включать, как общеукрепляющие упражнения, так и специальные:

— «Заборчик»

— «Месим тесто»

— «Лопатка»

— «Иголочка»

— «Очистим зубки»

— «Столбик»

— «Маляр»

— «Качели»

— «Индюк»

-«Погудим, как пароход», и выполнять их нужно не менее 2-х недель.

Одним из обследований логопеда является определение уровня фонематического восприятия или слухового внимания ребенка.

Обратите внимание, что низкий уровень фонематического восприятия не даст ребенку услышать поставленный звук, а также затруднит его автоматизацию.

Постановка звука [Л]

На постановочном этапе нужно продолжать артикуляционную гимнастику, а также занятия по развитию фонематического восприятия.

Среди способов получения [Л] выделяют несколько направлений:

— по подражанию,

— механический,

— от других звуков.

Постановка по подражанию

Покажите ребенку на картинке, в зеркале, как правильно располагаются язык и губы для правильного произношения звука [Л]. Ребенок повторяет за родителем. Правильность произношения можно проверить теплой воздушной струей.

Обратите внимание, что при правильном произношении звука [Л] щеки слегка вибрируют, этот прием стоит использовать для контроля правильности произношения.

Механические способы постановки

Данный способ подразумевает использование средств, как помощь при постановке звука. Это могут быть шпатели, зонды, палочки с тупыми концами из дерева, черенок чайной ложечки, а также пальцы рук. Они нужны для удерживания органов артикуляции в нужном положении.

Приемы коррекции:

— Создание необходимого пространства по бокам от языка и фиксации у верхних зубов для формирования правильной воздушной струи с использованием палочки из дерева, уложенной поперек языка.

— При двугубом произношении, когда нужно исправить [У] на [Л], эффективно использовать закрепление губ в положении улыбки.

— Придавливание ямочки под подбородком пальцем или ладонью с тыльной стороны поможет получить твердый [Л] при наличии мягкого.

Постановка от других звуков

Если выше перечисленные приемы не помогают, то можно попробовать поставить  [Л] от [А]. Ребенка просят проговорить гласный и прижать его зубами на выдохе, в итоге получиться [Л].

Если прижать кончик языка и проговорить [ы], то при правильном выполнении получиться подобие звука [Л].

Автоматизация

При получении звука необходимо его автоматизировать, т.е. научиться проговаривать его в слогах и словах, а затем в предложениях.

Работа начинается от простого к сложному. Можно использовать предложенную последовательность:

— открытый слог (ал, ол, ул),

— закрытый слог(ла, ло, лу),

— [Л] в начале слова (лапа, лужа),

— [Л] в середине слова (палка, булка),

— [Л] в конце слова (мал, купол),

— словосочетания,

— предложения.

Дифференциация

Данный этап нужен, когда ребенок не различает твердую и мягкую формы [Л] или путает звук с другим, например, [Р] или [ы].

Различение проводят по предложенной выше последовательности с обязательным введением наглядности и работой со словами паронимами.

Как вы видите, звук [Л] не сложен в постановке, но обязательно нужно потратить время и пройти этап автоматизации и дифференциации.

Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»

Занятия нужно проводить регулярно с постепенных усложнением. Ребенка нужно настраивать на успех, приучать трудиться и следить за своей речью, только в этом случае все получиться.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх