Нормы произношения говорят о том, что ребенку до 4-х лет допустимо говорить неправильно. К 6 годам формирование речевого аппарата должно завершиться, но часто все не так отлично, как хотелось бы. Нарушение или отсутствие [Л] является частой проблемой и называется ламбдацизмом. Постановка такого диагноза проводится логопедом при обследовании ребенка.
Звук [Л] относят к группе соноров или звучных, для них характерно преобладание голоса над шумом. Для самостоятельного определения правильности произношения данного звука можно пройти экспресс-тест «Дефекты звука [Л]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то вам все же следует обратиться к логопеду.
Этапы постановки звука [Л]
Получение звука [Л], как и любого звука включает несколько этапов:
— подготовительный,
— постановочный,
— автоматизация,
— дифференциация.
Подготовительный этап
Основной целью данного этапа является создание условий для успешной постановки звука, и они включают:
— изучение артикуляции звука [Л], которая поможет ребенку при постановке правильно расположить язык и губы,
— укрепление речевого аппарата необходимое для правильного произношения звука,
— развитие умение слышать и выделять звук в потоке речи.
Обратите внимание, что успешная постановка звука возможна при выполнении специальных упражнений укрепляющих речевой аппарат.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] должен включать, как общеукрепляющие упражнения, так и специальные:
— «Заборчик»
— «Месим тесто»
— «Лопатка»
— «Иголочка»
— «Очистим зубки»
— «Столбик»
— «Маляр»
— «Качели»
— «Индюк»
-«Погудим, как пароход», и выполнять их нужно не менее 2-х недель.
Одним из обследований логопеда является определение уровня фонематического восприятия или слухового внимания ребенка.
Обратите внимание, что низкий уровень фонематического восприятия не даст ребенку услышать поставленный звук, а также затруднит его автоматизацию.
Постановка звука [Л]
На постановочном этапе нужно продолжать артикуляционную гимнастику, а также занятия по развитию фонематического восприятия.
Среди способов получения [Л] выделяют несколько направлений:
— по подражанию,
— механический,
— от других звуков.
Постановка по подражанию
Покажите ребенку на картинке, в зеркале, как правильно располагаются язык и губы для правильного произношения звука [Л]. Ребенок повторяет за родителем. Правильность произношения можно проверить теплой воздушной струей.
Обратите внимание, что при правильном произношении звука [Л] щеки слегка вибрируют, этот прием стоит использовать для контроля правильности произношения.
Механические способы постановки
Данный способ подразумевает использование средств, как помощь при постановке звука. Это могут быть шпатели, зонды, палочки с тупыми концами из дерева, черенок чайной ложечки, а также пальцы рук. Они нужны для удерживания органов артикуляции в нужном положении.
Приемы коррекции:
— Создание необходимого пространства по бокам от языка и фиксации у верхних зубов для формирования правильной воздушной струи с использованием палочки из дерева, уложенной поперек языка.
— При двугубом произношении, когда нужно исправить [У] на [Л], эффективно использовать закрепление губ в положении улыбки.
— Придавливание ямочки под подбородком пальцем или ладонью с тыльной стороны поможет получить твердый [Л] при наличии мягкого.
Постановка от других звуков
Если выше перечисленные приемы не помогают, то можно попробовать поставить [Л] от [А]. Ребенка просят проговорить гласный и прижать его зубами на выдохе, в итоге получиться [Л].
Если прижать кончик языка и проговорить [ы], то при правильном выполнении получиться подобие звука [Л].
Автоматизация
При получении звука необходимо его автоматизировать, т.е. научиться проговаривать его в слогах и словах, а затем в предложениях.
Работа начинается от простого к сложному. Можно использовать предложенную последовательность:
— открытый слог (ал, ол, ул),
— закрытый слог(ла, ло, лу),
— [Л] в начале слова (лапа, лужа),
— [Л] в середине слова (палка, булка),
— [Л] в конце слова (мал, купол),
— словосочетания,
— предложения.
Дифференциация
Данный этап нужен, когда ребенок не различает твердую и мягкую формы [Л] или путает звук с другим, например, [Р] или [ы].
Различение проводят по предложенной выше последовательности с обязательным введением наглядности и работой со словами паронимами.
Как вы видите, звук [Л] не сложен в постановке, но обязательно нужно потратить время и пройти этап автоматизации и дифференциации.
Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»
Занятия нужно проводить регулярно с постепенных усложнением. Ребенка нужно настраивать на успех, приучать трудиться и следить за своей речью, только в этом случае все получиться.