Эффективные способы постановки звука [Р]: рекомендации, этапы, способы

У большинства детей с 4-х до 5-ти лет по нормам речевого развития заканчивается формирование правильного произношения. Между тем звук [Р] может появиться и позже, уже в 6, а то и в 7 лет.

Обратите внимание, что если у малыша до 5-ти лет правильный звук [Р] самостоятельно не сформировался, то ему нужна помощь для коррекции звукопроизношения.

Если вы затрудняетесь определить, правильно ли ваш ребенок проговаривает звук [Р]? Нужно ли вам обращаться к логопеду?

Тогда вам стоит пройти экспресс-тест «Дефекты звука [Р]». Он поможет определить правильность  произношения данного звука. Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то вам следует обратиться к логопеду.

Звук [Р] по праву считается одним наиболее сложных в произношении звуков. Правильная артикуляция звука формируется при точных движениях речевого аппарата и активной воздушной струе, а также развитом фонематическом восприятии.

Постановка звука [Р]

Все мероприятия по постановке звука [Р] делятся на несколько этапов, каждый из которых имеет своё функциональное значение:

— подготовительный,

— звукопостановка,

— автоматизация.

Подготовительный этап

На данном этапе создаются условия для формирования правильной артикуляции звука. Родитель, который решил самостоятельно поставить звук [Р] своему малышу должен понимать значение данного этапа для эффективной постановки звука.

Главным условием правильной артикуляции звука [Р] является развитый речевой аппарат, поэтому необходимо выполнение специальных упражнений.

Упражнения должны выполняться регулярно в течении нескольких недель, до тех пор, пока ребенок не научиться их выполнять легко и без напряжения.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р] включает такие упражнения, как:

  • «Лопатка»,
  • «Маляр»,
  • «Ах, какое вкусное варенье»,
  • «Барабан»,
  • «Лошадка»,
  • «Грибок»,
  • «Гармошка»,
  • «Качели»,
  • «Фокусник»,
  • «Комар».

Развитие фонематического восприятия является важным условием для правильного произношения любого звука, в том числе и для [Р]. Речевой материал для работы с упражнениями:

— «Верное слово»,

— «Найди лишнее!»,

— «Будь внимателен!» обязательно должен включать звук, с который ставиться ребенку.

Постановка звука

В практике получения [Р] выделяют несколько приемов:

По подражанию. В этом случае ребенку дается правильный речевой образец и объясняется артикуляция звука. Звук ставиться на основе зрительного, слухового контроля, а также правильной артикуляции звука.

Механический способ. Для получения используются специальные предметы: шпатели, зонды и д.р.

Смешанный способ. Постановка с использованием других звуков.

Способы постановки звука [Р]

Ставим по подражанию

Этот способ является актуальным когда ребенку еще нет 6 лет. Показываете, объясняете, как надо говорить и у ребенка все получается.

Ставим от [Д]

Когда ребенок научиться выполнять упражнение «Барабан», т.е. с прижатым кончиком языка у основания верхних зубов проговаривать звук [д-д-д] с сильным выдохом, то можно попросить повторять данные звуки без остановки. В идеале язык должен завибрировать и получиться [ДР], от которого затем получаем [Р].

Ставим от [Ж]

При хорошем [Ж] звук[Р] можно получать от него. Для этого просим ребенка произнести [ж-ж-ж] и начинаем колебать язык, при этом его нужно сдвигать к верхним передним зубам. В итоге ребенок тянет звук [ж-ж-ж], создается вибрация, которую он запоминает и получает со временем[Р].

Ставим от [З]

Ребенку нужно глубоко завести язык назад и проговорить на сильном выдохе [З-з-за]. Взрослый в это время ватной палочной, ручкой чайной ложечки, шпатылем начинает двигать язычок слева направо или наоборот, в итоге при правильном выполнении получиться [Р].

При этом способе мягкий [Рь] получается от [З-з-зи].

Ставим от [Д] с механической поддержкой

Для данного способа нужно правильное выполнение упражнения «Грибок». При постановке язык прижимается к верхнему небу, а на его кончик ставиться палец малыша или ватная палочка. Ребенок произносит на сильном выдохе [д-д-д] и ритмично движет кончик языка, получая [Р], со временем язык начнет вибрировать самостоятельно.

Ставим от [А]

Когда классические способы не помогают, тогда нужно применить нетрадиционный, например, от звука [А]. Для этого широкий язык нужно прижать к нижним резцам произнося длинное [а-а-а] открывать и закрывать рот. При этом непроизвольно язык будет стучать по верхним резцам, получая [Р].

Ставим от [С]

Малыш произносит [с-с-с] на вдохе, язык поднимается и получается подобие [Р].

Автоматизация

Ура! Наконец-то получен [Р], язычок завелся. Теперь приступаем к автоматизации, т.е. обучаем произносить этот звук в слогах, а затем в словах и предложениях.

Порядок слогов при автоматизации [Р]

— дра\тра, дро\тро, дру\тру и т.д.

— ра, ро, ру, ры,

— ор, ар, ур.

Обратите внимание, что переходить к словам нужно при полной автоматизации на уровне слогов.

Слова автоматизируем в том же порядке, как и слоги. Сначала слова со звуком [Р]  в начале и конце слова, а затем с открытыми и закрытыми слогами.

Следом за автоматизацией нужно диффренецировать звуки. Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»

Получение звука [Р] всегда тяжелый и кропотливый труд, и у ребенка, и у взрослого, поэтому будьте терпеливы и положительно настроены на успех. Ваш позитивный настрой передастся малышу и все получиться.

 

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх