У большинства детей с 4-х до 5-ти лет по нормам речевого развития заканчивается формирование правильного произношения. Между тем звук [Р] может появиться и позже, уже в 6, а то и в 7 лет.
Обратите внимание, что если у малыша до 5-ти лет правильный звук [Р] самостоятельно не сформировался, то ему нужна помощь для коррекции звукопроизношения.
Если вы затрудняетесь определить, правильно ли ваш ребенок проговаривает звук [Р]? Нужно ли вам обращаться к логопеду?
Тогда вам стоит пройти экспресс-тест «Дефекты звука [Р]». Он поможет определить правильность произношения данного звука. Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то вам следует обратиться к логопеду.
Звук [Р] по праву считается одним наиболее сложных в произношении звуков. Правильная артикуляция звука формируется при точных движениях речевого аппарата и активной воздушной струе, а также развитом фонематическом восприятии.
Постановка звука [Р]
Все мероприятия по постановке звука [Р] делятся на несколько этапов, каждый из которых имеет своё функциональное значение:
— подготовительный,
— звукопостановка,
— автоматизация.
Подготовительный этап
На данном этапе создаются условия для формирования правильной артикуляции звука. Родитель, который решил самостоятельно поставить звук [Р] своему малышу должен понимать значение данного этапа для эффективной постановки звука.
Главным условием правильной артикуляции звука [Р] является развитый речевой аппарат, поэтому необходимо выполнение специальных упражнений.
Упражнения должны выполняться регулярно в течении нескольких недель, до тех пор, пока ребенок не научиться их выполнять легко и без напряжения.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р] включает такие упражнения, как:
- «Лопатка»,
- «Маляр»,
- «Ах, какое вкусное варенье»,
- «Барабан»,
- «Лошадка»,
- «Грибок»,
- «Гармошка»,
- «Качели»,
- «Фокусник»,
- «Комар».
Развитие фонематического восприятия является важным условием для правильного произношения любого звука, в том числе и для [Р]. Речевой материал для работы с упражнениями:
— «Верное слово»,
— «Найди лишнее!»,
— «Будь внимателен!» обязательно должен включать звук, с который ставиться ребенку.
Постановка звука
В практике получения [Р] выделяют несколько приемов:
— По подражанию. В этом случае ребенку дается правильный речевой образец и объясняется артикуляция звука. Звук ставиться на основе зрительного, слухового контроля, а также правильной артикуляции звука.
— Механический способ. Для получения используются специальные предметы: шпатели, зонды и д.р.
— Смешанный способ. Постановка с использованием других звуков.
Способы постановки звука [Р]
Ставим по подражанию
Этот способ является актуальным когда ребенку еще нет 6 лет. Показываете, объясняете, как надо говорить и у ребенка все получается.
Ставим от [Д]
Когда ребенок научиться выполнять упражнение «Барабан», т.е. с прижатым кончиком языка у основания верхних зубов проговаривать звук [д-д-д] с сильным выдохом, то можно попросить повторять данные звуки без остановки. В идеале язык должен завибрировать и получиться [ДР], от которого затем получаем [Р].
Ставим от [Ж]
При хорошем [Ж] звук[Р] можно получать от него. Для этого просим ребенка произнести [ж-ж-ж] и начинаем колебать язык, при этом его нужно сдвигать к верхним передним зубам. В итоге ребенок тянет звук [ж-ж-ж], создается вибрация, которую он запоминает и получает со временем[Р].
Ставим от [З]
Ребенку нужно глубоко завести язык назад и проговорить на сильном выдохе [З-з-за]. Взрослый в это время ватной палочной, ручкой чайной ложечки, шпатылем начинает двигать язычок слева направо или наоборот, в итоге при правильном выполнении получиться [Р].
При этом способе мягкий [Рь] получается от [З-з-зи].
Ставим от [Д] с механической поддержкой
Для данного способа нужно правильное выполнение упражнения «Грибок». При постановке язык прижимается к верхнему небу, а на его кончик ставиться палец малыша или ватная палочка. Ребенок произносит на сильном выдохе [д-д-д] и ритмично движет кончик языка, получая [Р], со временем язык начнет вибрировать самостоятельно.
Ставим от [А]
Когда классические способы не помогают, тогда нужно применить нетрадиционный, например, от звука [А]. Для этого широкий язык нужно прижать к нижним резцам произнося длинное [а-а-а] открывать и закрывать рот. При этом непроизвольно язык будет стучать по верхним резцам, получая [Р].
Ставим от [С]
Малыш произносит [с-с-с] на вдохе, язык поднимается и получается подобие [Р].
Автоматизация
Ура! Наконец-то получен [Р], язычок завелся. Теперь приступаем к автоматизации, т.е. обучаем произносить этот звук в слогах, а затем в словах и предложениях.
Порядок слогов при автоматизации [Р]
— дра\тра, дро\тро, дру\тру и т.д.
— ра, ро, ру, ры,
— ор, ар, ур.
Обратите внимание, что переходить к словам нужно при полной автоматизации на уровне слогов.
Слова автоматизируем в том же порядке, как и слоги. Сначала слова со звуком [Р] в начале и конце слова, а затем с открытыми и закрытыми слогами.
Следом за автоматизацией нужно диффренецировать звуки. Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать [Р]-[Л]. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»
Получение звука [Р] всегда тяжелый и кропотливый труд, и у ребенка, и у взрослого, поэтому будьте терпеливы и положительно настроены на успех. Ваш позитивный настрой передастся малышу и все получиться.