Малышу уже два годика!? (речевое развитие на втором году жизни)

Речь является основой для психического и личностного развития ребенка. Даже если речевая проблема проявилась позже, истоки её возникновения нужно искать в первые три года жизни, поэтому мамы и папы будьте внимательны к развитию своих деток.

Самый высокий уровень речевого развития наблюдается впервые годы жизни ребенка, так в год малыш говорит около 20 слов, а в 2 года в норме его словарь составляет 300-400 слов.

Возраст два года имеет решающее значение в речевом развитии ребенка, ведь именно в это время формируется самостоятельная речь.

Особенности второго года жизни

Мы с вами уже говорили о том, как помочь своему малышу на первом году жизни. Как развивается речь малыша в течение второго года? Давайте рассмотрим подробнее:

— До полутора лет малыш говорит мало, а в основном учиться понимать речь окружающих.

— В этом возрасте ребенок легко усваивает названия предметов, для этого достаточно показать и несколько раз назвать вслух. Если взрослый попросит показать предмет, то ребенок с легкостью укажет на него пальчиком или принесет его.

Память еще не развита, поэтому повторяем названия предметов несколько раз через промежуток времени.

— Для лучшего запоминания названия предмета ребенок старается не просто посмотреть, а каким-либо образом повзаимодействовать с ним: пощупать, подержать в руке и во рту, в том числе.

— У детей начинает формироваться мышление, в частности функция обобщения. Он начинает относить предметы к категориям, понимать, что стул в кухне и его детский разные по величине, цвету, но все, же это стулья.

— Малыши начинают узнавать предметы на рисунках и картинках, при этом ориентируются они преимущественно по вторичным признакам, но со временем они научаться выделять их правильно.

— К полутора годам малыш начинает понимать и называть свой пол, имя. Он  пробует обращаться по именам к другим людям.

— Ребенок уже называет или показывает животных, игрушки, части своего тела, кроме этого он пытается совершать с ними различные манипуляции.

— Малыш уже понимает бытовые действия такие, как спать, есть, пойдем и т.д.

— Ребенок начинает улавливать простейшие сюжеты, особенно когда их показывают картинками или игрушками.

— К двум годам малыш уже имеет представления о своем поле, а также различает находящихся рядом с ним людей (мальчик, дядя, девочка, тетя).

— О может указывать элементарные признаки: размер (маленький или большой), цвет (зеленый, синий, желтый, красный), назначение предмета («Ложкой едят»).

— Малыш уже регулирует своё поведение. Он начинает понимать указания  «можно», «нельзя».

— Ребенок готов к пониманию и выполнению нескольких простых поручений из 2-х или 3-х действий, например «Возьми мяч и принеси его маме».

— Окончание двух лет является временем формирования самостоятельной речи. Малых уже может составлять ответы на вопросы, а свои ответы еще подкреплять жестами. Он пытается подражать взрослым, легкие словам может произносить правильно, а сложные проговаривать удобными для него частями, пропуская звуки слоги или части слова, например «Хочу куп-куп!», вместо «Хочу купаться!».

— У малыша также появляется интонирование, в его речи появляются первые вопросительные и восклицательные предложения.

Правила развития речи ребенка с года до двух лет

Как же родитель может помочь своему ребенку на стадии формирования речи:

  • Среди рекомендаций можно выделить, наверное, самую главную, которая заключается в постоянном общении с малышом. В любой удобный момент, выполняя любую работу по дому, окружающие ребенка взрослые могут привлечь его к работе. Таким образом, он познакомится с новыми словами, у него появиться возможность услышать и «увидеть» их значение. Все это ляжет в основу будущей активной речи ребенка.
  • Знакомьте ребенка с окружающими предметами, давая их потрогать, посмотреть, поиграть с обязательным речевым сопровождением о том, как выглядит предмет, для чего он нужен, где его еще можно увидеть и т.д. Таким образом, развивается словарь ребенка, его мышление внимание, формируется понимание речи взрослого.
  • Часто взрослые, слыша такую забавную речь малыша, начинают ему подражать. В этом случае речь малыша начинает останавливаться, а затем вообще перестает развиваться. Как вы поняли, однозначно при общении с ребенком нужно использовать правильное произношение слов, а также побуждать его к повторению. Для этого можно использовать слова «повтори», «скажи».
  • Для формирования активной речи нужно поощрять ребенка к словесным обращениям. Каковы причины возможных обращений ребенка к взрослому:

— просьба дать,

— желание отдать,

— привлечение внимания, например, посмотреть,

— о происшествии (упал, ударился, потерял),

— о возникшем затруднении (помочь, поднять)

  • Создавайте потребность в речевом общении, ведь если исполнять все желания малыша еще до того момента, как он вас попросил, то у него так и не возникнет желания просить.
  • Пойте, читайте стихи малышу, ведь еще К.Д. Ушинский говорил о них, как о замечательном средстве развития речи.

Уделяйте внимание своему малышу и ваши усилия увенчаются успехом. Постепенно ваш ребенок начнет пусть сначала непонятно, а затем все лучше и лучше говорить, общаться с вами. Ребенок будет копировать вас, поэтому следите за своей речью, иначе можно будет услышать от него не всегда «литературную» речь. В этом случае не стоит умиляться тому, что он говорит, как взрослый, ведь позже это может обернуться неприятными моментами в жизни всей семьи.

Если вас, что-либо беспокоит в речи вашего малыша и вы задумываетесь на вопросом «Не пора ли к логопеду?«, то вероятно, стоит рассмотреть этот вариант не откладывая.

Будьте внимательны ребенку и к себе!

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх