Физиологически ребенок рождается готовым к усвоению речи и владению тем языком, который он слышит у окружающих. Можно сказать, что речь окружающих его людей является той основой, которая необходима малышу для усвоения речевых норм.
Обратите внимание, что именно у взрослых ребенок учиться языку.
Самым благоприятным временем для развития речи ребенка является возраст до 7 лет. Именно в это время дети усваивают нормы родного языка, подражая речи взрослых окружающих его.
С сожалением можно сказать, что зачастую родители озабоченные заработком средств для существования мало уделяют времени для развивающих занятий со своими детками. В итоге к школе у ребенка могут появиться проблемы с речью. У него бедный словарный запас, особенно активный. Ему сложно дается построение распространенных предложений, при этом его речь полна не литературных слов и выражений, например, ага, ихнему и т.д. Можно предположить будущие проблемы в школе потому, что у него не получается пересказ. Он не умеет вести диалог из-за неумения сформулировать вопрос и трудностей в построении полного и развернутого ответа.
Типичные грамматические ошибки в речи дошкольника
Обратите внимание на речь своего ребенка, как правило, дети допускают одинаковые ошибки. Давайте рассмотрим примеры речевых ошибок, которые чаще всего допускают дети.
- Использование неправильных окончаний имен существительных:
- Изменение на –ов или –ев
— окончаний — ей у слов множественного числа родительного падежа, например, ежов — ежи, бабочков — бабочка,
— имеющие нулевое окончание, например, кукол-куклов, книг-книгов.
- У слов единственного числа родительного падежа, например, у кукле — у куклы, у бабушке – у бабушки.
- У слов винительного падежа. Мне разрешили взять котёночек (котёночка). Сережа поймал кот (кота).
- У одушевленных и неодушевленных имен существительных предложного падежа мужского рода: на луге – на лугу, во рте – во рту.
- Ошибки при склонении несклоняемых существительных, например, в кине – в кино, в пальте – в пальто.
- Неправильное образование слов множественного числа, показывающих детенышей животных, например, поросенки-поросята, теленки-телята.
- Искажения слов при изменении рода существительных, например, яркое солнца – яркое солнце, теплая одеяло – теплое одеяло.
- Неверное образование глагольных форм:
- Изменения в основе глагола, например, резаю — резать, победю — победю.
- Неправильное использование слова в повелительном наклонении, например, резай – реж, спей — спой.
- Ошибки при спряжении глаголов, например, дадишь (дать) – давать.
- Использование неправильной формы причастий, например, сошитая — сшитая, сломатая – сломанная.
- Неверное образование слов сравнительной степени прилагательного, например, хужее, ярчее.
- Неразличение в окончаниях местоимений косвенного падежа. У тибе (тебя) новая игрушка. У мене (меня) болит живот.
- Ошибки при склонении числительных, трое домов – три дома, идите по троим – идите по трое, с тремями – с тремя.
Причины грамматических ошибок
Среди причин, которые могут привести к формированию у ребенка стойких грамматических ошибок можно выделить:
— Нарушения в психофизиологическом развитии, например, задержка речевого развития, которые приводят к ограничению знаний об окружающем мире и объему словаря.
Слабо развитое внимание и память являются причиной того, что забывает правильный образец предложенный взрослым и произносит его, как помнит.
— Неблагоприятное воздействие окружающей среды, например, социальная или сенсорная депривация, искаженный речевой образец. Родители, не задумываясь, сюсюкают с ребенком, ломают язык, повторяя наиболее интересно искаженное слово за ребенком, в итоге слово запоминается и закрепляется в речи ребенка.
Последнее время наблюдается тенденция к замене посещения детских садов на нянь, гувернеров или мама просто сидит с ребенком дома. В этом случае малыш лишен общения, новых впечатлений, которые он сможет получить в только социуме. В итоге создается ситуация депривации или лишение его возможности к нормальному речевому развитию.
— Нарушения в развитии речевого аппарата приводят к тому, что ребенку проще выговорить слово искаженно, ведь правильное произношение ему неудобно.
— Низкий уровень фонематического восприятия является причиной того, что малыш не четко слышит сказанное взрослым слово, в итоге начинает повторять его неправильно.
— Недостаточное внимание взрослого к детской речи можно назвать, наверное, самой основной причиной. Ведь если бы взрослый вовремя обратил внимание, над проблемой можно было бы начать работать раньше, в итоге нарушение было бы выражено в меньшей степени.
Ребенок не правильно выговаривает звуки или искажает слова, а взрослые не замечают. В лучшем случае на речь обращается внимание перед школой, а иногда уже в школе учитель начинает бить тревогу, предлагая родителям обратиться к логопеду.
Как вы видите многих проблем в речевом развитии ребенка можно избежать, если быть внимательным к речи ребенка и оказывает ему вовремя помощь и поддержку, а простые правила от логопеда ответят на вопрос: «Как родитель может помочь своему малышу?».