Что мешает ребенку грамотно и правильно говорить?

Физиологически ребенок рождается готовым к усвоению речи и владению тем языком, который он слышит у окружающих. Можно сказать, что речь окружающих его людей является той основой, которая необходима малышу для усвоения речевых норм.

Обратите внимание, что именно у взрослых ребенок учиться языку.

Самым благоприятным временем для развития речи ребенка является возраст до 7 лет. Именно в это время дети усваивают нормы родного языка, подражая речи взрослых окружающих его.

С сожалением можно сказать, что зачастую родители озабоченные заработком средств для существования мало уделяют времени для развивающих занятий со своими детками. В итоге к школе у ребенка могут появиться проблемы с речью. У него бедный словарный запас, особенно активный. Ему сложно дается построение распространенных предложений, при этом его речь полна не литературных слов и выражений, например, ага, ихнему и т.д. Можно предположить будущие проблемы в школе потому, что у него не получается пересказ. Он не умеет вести диалог из-за неумения сформулировать вопрос и трудностей в построении полного и развернутого ответа.

Типичные грамматические ошибки в речи дошкольника

Обратите внимание на речь своего ребенка, как правило, дети допускают одинаковые ошибки. Давайте рассмотрим примеры речевых ошибок, которые чаще всего допускают дети.

  1. Использование неправильных окончаний имен существительных:
  • Изменение на –ов или –ев

– окончаний – ей у слов множественного числа родительного падежа, например, ежов – ежи, бабочков – бабочка,

– имеющие нулевое окончание, например, кукол-куклов, книг-книгов.

  • У слов единственного числа родительного падежа, например, у кукле – у куклы, у бабушке – у бабушки.
  • У слов винительного падежа. Мне разрешили взять котёночек (котёночка). Сережа поймал кот (кота).
  • У одушевленных и неодушевленных имен существительных предложного падежа мужского рода: на луге – на лугу, во рте – во рту.
  1. Ошибки при склонении несклоняемых существительных, например, в кине – в кино, в пальте – в пальто.
  2. Неправильное образование слов множественного числа, показывающих детенышей животных, например, поросенки-поросята, теленки-телята.
  3. Искажения слов при изменении рода существительных, например, яркое солнца – яркое солнце, теплая одеяло – теплое одеяло.
  4. Неверное образование глагольных форм:
  • Изменения в основе глагола, например, резаю – резать, победю – победю.
  • Неправильное использование слова в повелительном наклонении, например, резай – реж, спей – спой.
  • Ошибки при спряжении глаголов, например, дадишь (дать) – давать.
  1. Использование неправильной формы причастий, например, сошитая –  сшитая,  сломатая – сломанная.
  2. Неверное образование слов сравнительной степени прилагательного, например, хужее, ярчее.
  3. Неразличение в окончаниях местоимений косвенного падежа. У тибе (тебя) новая игрушка. У мене (меня) болит живот.
  4. Ошибки при склонении числительных, трое домов – три дома, идите по троим – идите по трое, с тремями – с тремя.

Причины грамматических ошибок

Среди причин, которые могут привести к формированию у ребенка стойких грамматических ошибок можно выделить:

Нарушения в психофизиологическом развитии, например, задержка речевого развития, которые приводят к ограничению знаний об окружающем мире  и объему словаря.

Слабо развитое внимание и память являются причиной того, что забывает правильный образец предложенный взрослым и произносит его, как помнит.

Неблагоприятное воздействие окружающей среды, например, социальная или сенсорная депривация, искаженный речевой образец. Родители, не задумываясь, сюсюкают с ребенком, ломают язык, повторяя наиболее интересно искаженное слово за ребенком, в итоге слово запоминается и закрепляется в речи ребенка.

Последнее время наблюдается тенденция к замене посещения детских садов на нянь, гувернеров или мама просто сидит с ребенком дома. В этом случае малыш лишен общения, новых впечатлений, которые он сможет получить в только социуме. В итоге создается ситуация депривации или лишение его возможности к нормальному речевому развитию.

Нарушения в развитии речевого аппарата приводят к тому, что ребенку проще выговорить слово искаженно, ведь правильное произношение ему неудобно.

–  Низкий уровень фонематического восприятия является причиной того, что малыш не четко слышит сказанное взрослым слово, в итоге начинает повторять его неправильно.

Недостаточное внимание взрослого к детской речи можно назвать, наверное, самой основной причиной. Ведь если бы взрослый вовремя обратил внимание, над проблемой можно было бы начать работать раньше, в итоге нарушение было бы выражено в меньшей степени.

Ребенок не правильно выговаривает звуки или искажает слова, а взрослые не замечают. В лучшем случае на речь обращается внимание перед школой, а иногда уже в школе учитель начинает бить тревогу, предлагая родителям обратиться к логопеду.

Как вы видите многих проблем в речевом развитии ребенка можно избежать, если быть внимательным к речи ребенка и оказывает ему вовремя помощь и поддержку, а простые правила от логопеда ответят на вопрос: «Как родитель может помочь своему малышу?».

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх