На что должен обратить внимание родитель или, как должен говорить ребенок?

Вы каждый день видите своего ребенка и в какой-то момент заметили, что он как-то не так говорит. Можно сразу побежать к логопеду, но есть возможность сначала попробовать изучить этот вопрос самостоятельно. Для этого можно изучить предложенную по теме литературу, пройти экспресс-тесты, которые покажут общую картину речевого развития вашего ребенка.

На что обратить внимание родитель или, как должен говорить ребенок?

Что можно сказать о речи ребенка до года, в норме он должен гулить и лепетать, т.е. произносить всякие смешные звуки, которые так радуют взрослых, например, «агу», «кх», «окх» и д.р. Еще ребенок должен издавать и повторять слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. Если ребенок этого не делает, то по достижению одного года с малышом нужно обратиться к логопеду.

От года до полутора лет ребёнок пытается говорить отдельными словами, дополняя их мимикой и жестами, а также интонацией. Словарный запас еще мал, в среднем он составляет 30 слов, в которые входят слова-предметы и действия.

Обратите внимание, когда родитель при общении с ребенком такого возраста использует описание предмета, например, красный мяч, вкусный чай, то малыш быстро их запоминает и начинает использовать в речи.

К двум годам ребенок должен в речи использовать простые предложения, которые составляются сначала из 2-3 слов, постепенно увеличиваясь до четырех слов в речевом высказывании.

В два с половиной года ваше чадо станет много говорить потому, что его словарный запас постепенно увеличивается, могут появляться новые слова, простые вопросы, например, «Куда?», «Почему?» и т.д. Речь становиться очень эмоциональной.

Обратите внимание, что если же к этому времени ребенок все еще лопочет, говорить только отдельные слова и их немного, а в основном он говорит, как «иностранец», вам стоит не ждать трех лет, а поторопиться к логопеду. Если к трем годам малыш отказывается говорить, то не стоит медлить, а нужно обратиться к специалистам и убедиться, что у ребенка нет алалии.

Между тем, в районе трех лет ребенок уже пытается изменять слова, используя падежи, понимает и выполняет задания из двух инструкций (иди, принеси), а также предлоги, указывающие на положение на, под.  В средней части слова может пропускает слоги для того, что бы ему было проще их произносить. Произношение звуков еще не сформировано, поэтому неустойчиво, поэтому малыш произносит их, то правильно, то нет.

В возрасте от трех до четырех лет продолжает улучшаться звукопроизношение, добавляются звуки, увеличивается словарь. Он уже описывает предметы, использует для этого названия цветов, размер (большой, маленький). В его речи появляются местоимения такие, как «я», «мне», «ты». Он может назвать свое имя, сказать, сколько ему лет и кто он мальчик или девочка.

Он сможет понять слова-обобщения, правильно использовать прилагательное с существительным, у которого мужской и женский род, использовать суффикс с уменьшительно-ласкательным значением. Правильно строит предложения прямого или обратного порядка слов, например, «Мама дай мяч», «Сок дай мама», связывая слова в  них союзами, окончаниями и предлогами.

С четырех до пяти лет словарь ребенка вырастает до 2000 слов. Он уже использует наречия, которые характеризую пространство и время, например, потом, скоро, формы слов во множественном числе. Это время «словотворчества», оно указывает на усвоение процессов словообразования, при этом ребенок может, как правильно изменять слова, так и неправильно, например, мой-моёный.

Обратите внимание, если взрослый будет поправлять ребенка, то он быстрее усвоит правильную форму слов.

У большинства детей звукопроизношение закончило формироваться, т.е. они произносят все звуки правильно. Хотя еще могут наблюдаться замены свистящих и шипящих звуков, а также может быть нарушено звукопроизношение «Р» и «Р`».Формирование связной речи еще не закончено, поэтому ребенок не всегда последователен, хотя пересказ уже доступен. Память уже достаточно сформирована, поэтому для её лучшего  развития можно заучивать стихотворения.

Родителям нужно обратить внимание, если ребенку уже пять лет, а он до сих пор коверкает слова, смягчая в них звуки (столь, а не стол), заменяет, искажает или пропускает много звуков, слоги в словах (тол, а не стол; хотю, а не хочу; моко, а не молоко). В этом случае ребенок уже не балуется, ему нужна помощь логопеда потому, что сам он не справиться.

Как проверить, есть ли у вашего ребнка проблемы с речью?  Вы сможете сделать это сами, с помощью экспресс-тестов для разных звуков, которые можно выполнить за несколько минут и получить рекомендации.

Пять–шесть лет, это время когда речь развивается очень быстро, словарный запас постоянно пополняется новыми словами. Аграмматизмы уходят в прошлое, хотя они еще могут наблюдаться, только в сложных предложениях. Ребенок уже рассказывает рассказы по картинке, начинает правильно пересказывать тексты. Дети пытаются освоить навыки анализа звуков в словах, замечают, что если у слова «шарф» убрать последнюю букву, то получиться «шар». В речи они меняют громкость голоса и интонации.

Обратите внимание, что в этом возрасте все звуки ребенок должен произносить правильно.

В шесть-семь лет дети готовятся к школе, а родители чаще всего начинают обращать внимание на речь ребенка. К этому возрасту словарный запас составляет 3500 слов. Речь уже полностью развита, интонационно выразительна, речевые ошибки могут быть при использовании причастных оборотов. Доступен рассказ из нескольких картинок, ребенок учится анализировать звуковой состав слов, а также составлять слова из звуков, слогов.

Формируются  произвольные память, мышление, внимание, фонематическое восприятие, таким образом, создаются психологические предпосылки к успешному усвоению школьной программы.

Вы  можете самостоятельно начать заниматься с ребеноком.  Обратите внимание курс «Гласные звуки и буквы. Учусь читать!», построенный на основе традиционного метода чтения. При помощи, которого через анимацию и тренировки ваш ребенок запомнит буквы и прочитает первые слова. Тестовые тренажеры, состоящие из из более 300 вопросов, помогут развить слуховое и зрительное внимание, начнут сформировать навыки звукобуквенного анализа, а  также работать по инструкции.  Подробнее о курсе вы можете узнать кликнув по его названию.

Обратите внимание, если ребенок уже школьник и у него  по итогам второй четверти наблюдаются трудности в письме и чтении. Он допускает много таких ошибок, как пропуски букв, слогов пишет мимо строки, то вероятно, стоит проконсультироваться не только у логопеда, но и, на всякий случай, у невропатолога, вдруг это более серьезные симптомы, например, черепно-мозговой травмы или афазии и т.п. В данном случае лучше руководствоваться принципом, чем скорее, тем лучше.

Вы хотите помочь своему ребенку, но не знаете, как это сделать. вам стоит познакомиться с советами логопеда для улучшения речи ребенка и общения с ним.

В заключении хотелось бы сказать о том, что будущее вашего ребенка в ваших руках, поэтому будьте к нему внимательны и не откладывайте, если вас что-либо обеспокоило, доверяйте своей интуиции.

 

 

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх