Время идет, а ребенка все нет шипящих звуков и многие родители задаются вопросом:
«Как не упустить момент и научить своего ребёнка правильному произношению звуков?»
Отвечая на этот вопрос необходимо сначала разобрать понятие «речевой звук» и способ его формирования. Речевой звук произносится человеком для общения. Он формируется в результате целого комплекса движений произносительного или артикуляционного аппарата, в который входят губы, зубы, язык, носовая полость, глотка, легкие и т.д. Причем, чем лучше взаимодействуют все органы, тем четче и понятнее становиться звук.
Шипящие являются звуками позднего онтогенеза и в норме звук [Щ] появляется к четырем годам, а [Ж] и [Ш] около пяти лет, поэтому у детей к 5-6 годам формирование произношения этих звуков можно считать завершенным.
Как правильно произносятся шипящие звуки?
У звуков [Ж] и [Ш] очень похожее произношение, отличается оно лишь работой голоса. При произнесении звука [Ж] он работает, а у [Ш] нет.
Органы произносительного аппарата у этих звуков работают таким образом, что:
— губы округляются,
— кончик языка приподнимается за верхние зубы,
— боковые края языка прижимаются к верхним зубам, а сам он принимает форму чашки,
— по середине языка, поднимаясь вверх проходит поток теплой воздушной струи.
Звук [Щ] образуется круглыми губами, а кончик языка приподнят к бугоркам и формирует с ними щель. Воздушная струя теплая и плавная плавная.
Звуки [Ж] и [Ш] являются твердыми, а [Щ] мягким шипящим звуком.
Нарушения произношения шипящих звуков
Все перечисленные выше звуки дети могу проговаривать неправильно с искажением. Оно заключается в межзубном произношении, боковом и нижнем положении языка.
Для определения правильности произношения звука [Ш] пройдите экспресс-тест. Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.
Что делать для нормального развития шипящих?
Для улучшения четкости при проговаривании звуков нужно развивать артикуляцию ребенка, выполняя специальные упражнения.
Гимнастика для шипящих звуков направлена на повышение подвижности языка, его укрепление, растягивание подъязычной уздечки, а также развитии губных мышц.
В качестве комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков можно предложить такие упражнения, как «Трубочка», «Улыбка—трубочка», «Лопатка», «Парус», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка» и т.д.
Для развития воздушной струи можно выполнить упражнение «Фокусник».
Укрепление артикуляционного аппарата улучшит произношение звуков, а развитие слухового внимания поможет начать проговаривать эти звуки в словах.
Помогайте своим детям стать успешнее, а нормальное произношение звуков является одной из предпосылок к правильному письму.