Играем и развиваемся. Игры на развитие речи дошкольника

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, кроме этого это еще и возраст когда идет активное речевое развитие, поэтому использование игр для улучшения речи может принести отличные результаты для развития ребенка.

Целенаправленно организованная игра является отличным средством для пополнения знаний детей об окружающем мире, такая форма игры называется учебная или дидактическая. Её основной целью является побуждение детей к речевой активности соотнесения слова и действия, понимания значения слов и умения их правильно произносить. Таким образом, расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется грамматический строй речи и связная речь, формируются навыки фонематического восприятия, звукобуквенного анализа, идет подготовка к освоению грамоты.

Дидактические игры по развитию речи

Расскажи

Дети становятся в линию и, отвечая на каждый вопрос несколькими словами, делают шаги. Нужно стараться не замедлять темп.

Например:

— Что можно отварить?

— Кто летает?

— Что можно посадить?

— Какую одежду носят зимой (летом)? и т.д.

Найди гласный

Родитель или педагог дают ребенку слово, а ему нужно найти и назвать гласные буквы в слове. Начинают с одной гласной, постепенно увеличивая количество букв в слове.

Закончи предложение

Взрослый начинает предложение , а ребенок его заканчивает.

Например:

Я не хочу спать потому, что ….

Мы пойдем завтра гулять потому, что…

Мама пошла в магазин для того, чтобы….

Маша не пришла в детский сад потому, что….

Мама положила хлеб в ….

Чудесный ящик

В ящик складывается несколько знакомых ребенку игрушек разной формы и размера, он на ощупь определяет игрушку и называет её. Для усложнения игры можно предложить описать признак предмета, например, стеклянная, пластмассовая, деревянная.

Найди лишнее

Детям предлагается четыре слова, три из которых можно отнести к одной группе, а однок данной группе не относиться. Дети должны найти это слово и назвать, почему оно лишнее.

Например:

Ромашка, ландыш, роза, малина.

Шляпа, панама, перчатки, фуражка.

Кто больше!

Детям предлагается назвать как можно больше предметов из предложенной лексической темы, например, птицы, цветы, города и т.д. Побеждает ребенок, назвавший наибольшее количество предметов.

Один-много

Взрослый называет, ребенку нужно изменить его, изменив единственное число на множественное.

Например:

Я поймала бабочку. – Я поймала бабочек.

Я положила игрушку. – Я положила игрушки.

Я вижу волка. – Я вижу волков.

Общее слово

Педагог или родитель предлагают детям назвать слова общим словом, которое можно отнести ко всем словам.

Например:

Кошка, собака, корова (домашние животные),

Дуб, береза, осина (деревья),

Малина, клубника, смородина (ягоды) и т.д.

Ласковое слово

Детям предлагается изменить слово используя уменьшительно-ласкательный суффиксы.

Например:

Ложка — ложечка,

Корова – коровушка,

Сумка – сумочка,

Лиса – лисонька,

Чистые тарелки – чистые тарелочки,

Меховая шуба — меховая шубка и д.р.

Какая кошка?

Ребенку при помощи схемы нужно описать любое животное или предмет.

Например:

Размер – цвет – части тела – характер – любимое занятие.

Размер – форма – цвет – для чего нужен.

Сделай шаг

Отмеряется расстояние, детям дается старт. На каждый шаг ребенок называет слово по предложенной теме, побеждает тот кто назовет больше слов и быстрее дойдет до финиша.

Например:

Вкусное, это, какое? (сладкое, кислое, соленое, сахарное, печеное, бисквитное).

Вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидание, извините).

Что бывает круглым? (яблоко, помидор, мяч, шар, планета, луна) и т.д.

Чего на свете не бывает?

Взрослый ребенку читает предложение или рифмованное короткое стихотворение, а малыш определяет, что в нем не так.

Например:

Малыш играл квадратным мячиком.

Врач лечил здоровую руку.

Малыш сидел под ковриком.

Знает каждый ребенок, что

У коровы – жеребенок.

Отгадай

Перечисляются слова признаки, действия, указывающие на предмет, а дети отгадывают. Побеждает тот, кто отгадал первым, он загадывает следующий.

Например:

Круглый, с полосками, сладкий, внутри красный, с косточками (арбуз).

Круглое, греет и освещает землю, появляется рано утром, его могут закрыть тучи (солнце).

Прибавь слово

Взрослый начинает предложение, а ребенок к нему добавляет слово. Взрослый повторяет предложение с добавленным словом и прибавляет еще слово. Ребенок повторяет предложение с двумя словами и т.д.

Например:

На полке лежит хлеб. На полке лежат хлеб и сахар. На полке лежат хлеб, сахар и масло.

Чем отличаются?

Дается два слова, которые отличаются одним звуком, его и должны найти дети.

Например: шар-жар, кожа-коза.

Нужные слова

Детям предлагается цепочка слов, среди которых они должны найти слова с заданным звуком.

Например:

Найдите слова со звуком «С»? Сок, лапша, сахар, хлеб, мука.

Как вы видите игр на развитие речи много, остается лишь играть в них с детьми. Главным правилом всех игр является положительный эмоциональный фон и создание ситуации успеха через постепенное усложнение содержания. В этом случает малышу захочется играть снова, а ведь только систематические и регулярные занятие принесут положительный результат в речевом развитии ребенка.

Для того, чтобы определить соответствует ли речевое развитие ребенка его возрасту можно изучить нормы речевого развития.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх