Звук [Ц]: артикуляция, диагностика нарушений, постановка

Звук [Ц] причисляют к группе свистящих звуков, но он отличается сложной артикуляцией по сравнению с остальными, исключением является звук [Ч].

При этом, не смотря на его сложность, появляется он у детей довольно рано. Уже к трем годам у детей встречаются слова с этими звуками.

Артикуляция [Ц]

Произношение [Ц] можно назвать самым сложным среди свистящих, ведь он образован соединением звуков [Т] и [С], поэтому язык из верхней позиции нужно переместить в нижнюю.

Давайте рассмотрим, как нужно правильно произносить [Ц]:

– губы растянуты, напоминают улыбку,

– зубы сближаются до маленькой щели,

– язык упирается в нижние зубы, а его средняя часть соприкасается с небом,

– воздушная струя прохладная, выходит толчками,

– у голосовых связок нет активности, поэтому звук глухой.

Нарушения [Ц]

Все нарушения звука [Ц] относятся к группе сигматизмов, а его замены к парасигматизмам. Среди причин данной формы сигматизма можно выделить физиологические, лежащие в основе работы организма ребенка:

– изменения в тонусе языка (высокий, низкий),

– аномалии в строении речевого аппарата (заячья губа, волчья пасть),

–  нарушение прикуса.

Данные причины влияют на артикуляционную моторику и положение языка в ротовой полости, а ведь в основе звука [Ц] лежит деятельность именно этого органа.

Обратите внимание, что если язык между зубов, то ребенок шепелявит, а скошен в бок хлюпает звук [Ц].

К социальным причинам можно отнести:

– отсутствие правильного речевого образца происходит, когда родители начинают использовать в речи неправильные формы звука, используемые ребенком,

– подражание ребенком другим детям, которые говорят этот звук неправильно.

В любом случае нужно принимать меры, чтобы в дальнейшем избежать трудностей в школе.

Для определения правильности произношения звука [Ц] можно пройти экспресс-тест «Виды нарушений [Ц]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.

Экспресс-тест

Нарушения звука [Ц]

Попросите ребенка произнести слова:

«Цапля-яйцо-месяц»

Послушайте, как он их произносит и выберите на следующем слайде нужный признак. Далее перейдите, на соответствующие признаку рекомендации, которые подходят для характеристики произношения звука [Ц] вашего ребенка.
Выберите подходящий вариант ответа.

Постановка [Ц]

Несмотря на сложность артикуляции звука [Ц] родителям вполне по силам поставить его самостоятельно, без помощи специалистов. Для этого нужно терпение и немного знаний.

Постановка [Ц] включает следующие этапы:

– подготовительный,

– постановочный,

– автоматизационный.

Подготовка

Данный этап является важным в процессе постановки всех звуков, не исключением является и звук [Ц].

Посредством развития фонематического восприятия ребенок учиться слышать, выделять данный звук в словах, а значит, он сможет использовать поставленный звук правильно, без ошибок.

Подготовка артикуляционного аппарата также является одной из целей подготовительного этапа. Для правильного произнесения звука ребенку нужно научиться управлять своим речевым аппаратом.

Тренировка речевого аппарата происходит при помощи специальных упражнений, которые нужно выполнять регулярно в течение нескольких недель.

В качестве упражнений можно использовать комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Постановка

Среди постановочных техник для звука [Ц] наиболее эффективными являются:

  • Техника подражания

Ребенку объясняются особенности артикуляции звука [Ц] и его отличия от [Т], дается правильный речевой образец.

  • Техника механической постановки

Ручкой чайной ложечки, шпатылем или другим предметом язык отодвигается вглубь ротовой полости, ребенок при этом проговаривает звук [С], в итоге должен получиться [Ц]

Узнайте, правильно ли ваш ребенок произносит звук [С], пройдите вместе с ним экспресс-тест.

  • Техника звукоподражания

Просим ребенка показать знак «тишина» (палец у рта) и сказать: «Тс!», затем звуки [ТС] произносятся быстрее, пока не получиться [Ц].

Автоматизация

При получении изолированного звука нужно сразу же пытаться его автоматизировать. Автоматизацию проводите последовательно в соответствии со следующими этапами:

– слоги,

– слова,

– словосочетания,

– предложения.

При стойких заменах необходим дополнительный этап дифференциации. Для этого по предложенной выше последовательности отрабатываются слова со звуком [Ц] и тем звуком, на который ребенок его заменяет, например: [Ц] и [Т] или [Ц] и [С].

Эффективности любой коррекционной работы значительно повышается при получении дополнительных консультаций. Ведь у ребенка, возможно, не просто отсутствует звук, а имеет место более сложное речевое расстройство и для его коррекции необходимо комплексная помощь всех специалистов.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх