ЗПР у детей (задержка психического развития): причины, признаки, коррекция

Развитие речевых навыков является одним из важнейших приобретений ребенка.  К тому же оно самое трудное, поэтому численность детей с ЗПР увеличивается с каждым годом.

К речи нужно отнестись с особым вниманием потому, что именно она влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Задержка речевого развития провоцирует снижение внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, что влияет на интеллект ребенка в целом.

Диагноз ЗПР, как правило, ставят детям в возрастной период от 4 до 6 лет.

Обратите внимание, что данный диагноз дает высокие результаты коррекции с детьми до 5 лет. Именно поэтому родителям нужно обращать внимание на особенности развития детей, как можно раньше.

Нужно отметить, что если коррекция ЗПР не дала результатов к 10 годам, то можно говорить о возможной интеллектуальной недостаточности.

Обратите внимание, что бояться диагноза ЗПР у детей бояться не стоит потому, что его можно снять в случае устранения всех проблем.

Признаки задержки психического развития

Чаще всего на задержку развития начинаю обращать внимание, когда дети начинают ходить в школу потому, что у них появляются проблемы обучения вызванные:

снижением эмоционально-волевой сферы, которая выражается в повышенной внушаемости, низкой самостоятельности, инфантилизме;

интеллектуальным отставанием, сопровождающимся низкой активностью, преобладанием игровой мотивации над познавательной;

недоразвитием речи, при котором у ребенка снижен словарь, наблюдается много речевых ошибок.

Как проверить, есть ли у вашего ребнка проблемы с речью?  Вы сможете сделать это сами, с помощью экспресс-тестов для разных звуков, которые можно выполнить за несколько минут.

незрелостью всех психических функций: мышления, произвольного внимания, уменьшение объема памяти, восприятия.

Все эти причины являются основой трудностей обучения детей с  ЗПР в школе, поэтому требуют обязательной коррекции.

Помочь преодолеть ребенку трудности обучения помогут развивающие и коррекционные занятия. Особенно важно развитие слухового внимания и зрительного внимания. Они являются предпосылками к правильному письму и чтению.

Вы  можете самостоятельно начать заниматься с ребеноком.  Обратите внимание курс «Гласные звуки и буквы. Учусь читать!», построенный на основе традиционного метода чтения. При помощи, которого через анимацию и тренировки ваш ребенок запомнит буквы и прочитает первые слова. Тестовые тренажеры, состоящие из из более 300 вопросов, помогут развить слуховое и зрительное внимание, а  также научат работать по инструкции.  Подробнее о курсе вы можете узнать кликнув по его названию.

Курс показал отличные результаты с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. По отзывам родителей занятия будут интересны детям ОВЗ, в частности имеющим тяжелые множественные нарушения речи (ТМНР).

Причины ЗПР

К причинам, которые могут вызвать задержку психического развития можно отнести:

— проблемы во время беременности, родах,

— наследственность,

— хронические соматические заболевания, которые понижают общий тон физического состояния и психики ребенка,

— неблагоприятные психосоциальные условия, педагогическая запущенность, либо наоборот гиперопека, непоследовательность в воспитании, повышенная тревожность родителей.

Одной из причин ЗПР психологи называют зависимость детей от телефонов и других гаджетов. Они лишают ребенка возможности что-либо додумать, возможность получить информацию самостоятельно, влияют на его способность к усвоению материала.

Диагноз ЗПР: постановка, коррекция

Такой серьезный диагноз, как ЗПР ставиться только врачом. Для уточнения изучают:

— сосуды головного мозга,

—  работу сердца,

— слуховую чувствительность,

— головной мозг и т.д.

Коррекцией данного диагноза занимаются психиатры, неврологи, психологи и логопеды, а также вы родители, выполняющие все рекомендации специалистов.

Врачи осуществляют медикаментозную поддержку,  психологи проводят:

— сенсомоторную коррекцию,

— развивают сенсомоторные навыки, высшие психические функции и межполушарное взаимодействие,

— снимают психологические барьеры.

Работа логопеда заключается в:

—  диагностике звукопроизношения и определении уровня речевого развития,

— преодолении речевого негативизма,

— развитии интереса к окружающему, познавательной активности,

— формировании предпосылок к речевой деятельности (вниманию, мышлению, памяти, восприятию), темповой и интонационной стороны речи,

— закреплении навыков взаимодействия, используя вербальные и невербальные средства общения.

Диагноза ЗПР не стоит бояться, тем более откладывать решение на потом в надежде, что пройдет. Лучше начать помогать своему ребенку, как можно раньше, ведь возможно, это временные проблемы и их можно устранить.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх