Развитие речевых навыков является одним из важнейших приобретений ребенка. К тому же оно самое трудное, поэтому численность детей с ЗПР увеличивается с каждым годом.
К речи нужно отнестись с особым вниманием потому, что именно она влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Задержка речевого развития провоцирует снижение внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, что влияет на интеллект ребенка в целом.
Диагноз ЗПР, как правило, ставят детям в возрастной период от 4 до 6 лет.
Обратите внимание, что данный диагноз дает высокие результаты коррекции с детьми до 5 лет. Именно поэтому родителям нужно обращать внимание на особенности развития детей, как можно раньше.
Нужно отметить, что если коррекция ЗПР не дала результатов к 10 годам, то можно говорить о возможной интеллектуальной недостаточности.
Обратите внимание, что бояться диагноза ЗПР у детей бояться не стоит потому, что его можно снять в случае устранения всех проблем.
Признаки задержки психического развития
Чаще всего на задержку развития начинаю обращать внимание, когда дети начинают ходить в школу потому, что у них появляются проблемы обучения вызванные:
— снижением эмоционально-волевой сферы, которая выражается в повышенной внушаемости, низкой самостоятельности, инфантилизме;
— интеллектуальным отставанием, сопровождающимся низкой активностью, преобладанием игровой мотивации над познавательной;
— недоразвитием речи, при котором у ребенка снижен словарь, наблюдается много речевых ошибок.
Как проверить, есть ли у вашего ребнка проблемы с речью? Вы сможете сделать это сами, с помощью экспресс-тестов для разных звуков, которые можно выполнить за несколько минут.
— незрелостью всех психических функций: мышления, произвольного внимания, уменьшение объема памяти, восприятия.
Все эти причины являются основой трудностей обучения детей с ЗПР в школе, поэтому требуют обязательной коррекции.
Помочь преодолеть ребенку трудности обучения помогут развивающие и коррекционные занятия. Особенно важно развитие слухового внимания и зрительного внимания. Они являются предпосылками к правильному письму и чтению.
Вы можете самостоятельно начать заниматься с ребеноком. Обратите внимание курс «Гласные звуки и буквы. Учусь читать!», построенный на основе традиционного метода чтения. При помощи, которого через анимацию и тренировки ваш ребенок запомнит буквы и прочитает первые слова. Тестовые тренажеры, состоящие из из более 300 вопросов, помогут развить слуховое и зрительное внимание, а также научат работать по инструкции. Подробнее о курсе вы можете узнать кликнув по его названию.
Курс показал отличные результаты с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. По отзывам родителей занятия будут интересны детям ОВЗ, в частности имеющим тяжелые множественные нарушения речи (ТМНР).
Причины ЗПР
К причинам, которые могут вызвать задержку психического развития можно отнести:
— проблемы во время беременности, родах,
— наследственность,
— хронические соматические заболевания, которые понижают общий тон физического состояния и психики ребенка,
— неблагоприятные психосоциальные условия, педагогическая запущенность, либо наоборот гиперопека, непоследовательность в воспитании, повышенная тревожность родителей.
Одной из причин ЗПР психологи называют зависимость детей от телефонов и других гаджетов. Они лишают ребенка возможности что-либо додумать, возможность получить информацию самостоятельно, влияют на его способность к усвоению материала.
Диагноз ЗПР: постановка, коррекция
Такой серьезный диагноз, как ЗПР ставиться только врачом. Для уточнения изучают:
— сосуды головного мозга,
— работу сердца,
— слуховую чувствительность,
— головной мозг и т.д.
Коррекцией данного диагноза занимаются психиатры, неврологи, психологи и логопеды, а также вы родители, выполняющие все рекомендации специалистов.
Врачи осуществляют медикаментозную поддержку, психологи проводят:
— сенсомоторную коррекцию,
— развивают сенсомоторные навыки, высшие психические функции и межполушарное взаимодействие,
— снимают психологические барьеры.
Работа логопеда заключается в:
— диагностике звукопроизношения и определении уровня речевого развития,
— преодолении речевого негативизма,
— развитии интереса к окружающему, познавательной активности,
— формировании предпосылок к речевой деятельности (вниманию, мышлению, памяти, восприятию), темповой и интонационной стороны речи,
— закреплении навыков взаимодействия, используя вербальные и невербальные средства общения.
Диагноза ЗПР не стоит бояться, тем более откладывать решение на потом в надежде, что пройдет. Лучше начать помогать своему ребенку, как можно раньше, ведь возможно, это временные проблемы и их можно устранить.