ЗПР у детей (задержка психического развития): причины, признаки, коррекция

Развитие речевых навыков является одним из важнейших приобретений ребенка.  К тому же оно самое трудное, поэтому численность детей с ЗПР увеличивается с каждым годом.

К речи нужно отнестись с особым вниманием потому, что именно она влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Задержка речевого развития провоцирует снижение внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, что влияет на интеллект ребенка в целом.

Диагноз ЗПР, как правило, ставят детям в возрастной период от 4 до 6 лет.

Обратите внимание, что данный диагноз дает высокие результаты коррекции с детьми до 5 лет. Именно поэтому родителям нужно обращать внимание на особенности развития детей, как можно раньше.

Нужно отметить, что если коррекция ЗПР не дала результатов к 10 годам, то можно говорить о возможной интеллектуальной недостаточности.

Обратите внимание, что бояться диагноза ЗПР у детей бояться не стоит потому, что его можно снять в случае устранения всех проблем.

Признаки задержки психического развития

Чаще всего на задержку развития начинаю обращать внимание, когда дети начинают ходить в школу потому, что у них появляются проблемы обучения вызванные:

снижением эмоционально-волевой сферы, которая выражается в повышенной внушаемости, низкой самостоятельности, инфантилизме;

интеллектуальным отставанием, сопровождающимся низкой активностью, преобладанием игровой мотивации над познавательной;

недоразвитием речи, при котором у ребенка снижен словарь, наблюдается много речевых ошибок.

незрелостью всех психических функций: мышления, произвольного внимания, уменьшение объема памяти, восприятия.

Все эти причины являются основой трудностей обучения детей с  ЗПР в школе, поэтому требуют обязательной коррекции.

Причины ЗПР

К причинам, которые могут вызвать задержку психического развития можно отнести:

– проблемы во время беременности, родах,

– наследственность,

– хронические соматические заболевания, которые понижают общий тон физического состояния и психики ребенка,

– неблагоприятные психосоциальные условия, педагогическая запущенность, либо наоборот гиперопека, непоследовательность в воспитании, повышенная тревожность родителей.

Одной из причин ЗПР психологи называют зависимость детей от телефонов и других гаджетов. Они лишают ребенка возможности что-либо додумать, возможность получить информацию самостоятельно, влияют на его способность к усвоению материала.

Диагноз ЗПР: постановка, коррекция

Такой серьезный диагноз, как ЗПР ставиться только врачом. Для уточнения изучают:

– сосуды головного мозга,

–  работу сердца,

– слуховую чувствительность,

– головной мозг и т.д.

Коррекцией данного диагноза занимаются психиатры, неврологи, психологи и логопеды, а также вы родители, выполняющие все рекомендации специалистов.

Врачи осуществляют медикаментозную поддержку,  психологи проводят:

– сенсомоторную коррекцию,

– развивают сенсомоторные навыки, высшие психические функции и межполушарное взаимодействие,

– снимают психологические барьеры.

Работа логопеда заключается:

– в развитии интереса к окружающему, познавательной активности,

– в преодолении речевого негативизма,

– в формировании предпосылок к речевой деятельности (вниманию, мышлению, памяти, восприятию), темповой и интонационной стороны речи,

– в развитии навыков взаимодействия, используя вербальные и невербальные средства общения.

Диагноза ЗПР не стоит бояться, тем более откладывать решение на потом в надежде, что пройдет. Лучше начать помогать своему ребенку, как можно раньше, ведь возможно, это временные проблемы и их можно устранить.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх