Когда ребенок неправильно произносит [С], это сразу слышно окружающим, ведь данный звук встречается в речи очень часто.
В норме дети уже в 3-4 года должны правильно произносить мягкий [С’] и твердый звук [С] . Нарушения произношения данного звука называются сигматизмом, а замены его другими звуками парасигматизмы.
Для определения правильности произношения звука можно пройти экспресс-тест «Нарушения произношения звука [С]».
Обратите внимание, что результаты теста носят рекомендательный характер.
Этапы постановки звука [С]
Постановка любого звука, в том числе и [С], включает несколько этапов:
— подготовительный,
— постановки звука,
— автоматизация,
— дифференциация.
Подготовительный этап постановки звука [С]
Данный этап является очень важным, и пренебрегать им нельзя, ведь во время подготовительного этапа ребенок при помощи артикуляционных упражнений готовит речевой аппарат к правильному произношению звука. Развитие фонематического восприятия поможет научиться слышать и выделять звук [С] в потоке речи, что значительно облегчит в дальнейшем его автоматизацию и дифференциацию.
Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя такие упражнения, как:
— «Месим тесто»,
— «Лопатка»,
— «Качели»,
— «Любопытный язычок»,
— «Горка»,
— «Заборчик»,
— «Ветерок» и т.д.
Для развития фонематического восприятия можно предложить к выполнению такие упражнения, как:
— «Верное слово»,
— «Найди лишнее!»,
— «Будь внимателен!».
Обратите внимание, что для подготовки к постановки звука [С] необходимо использовать речевой материал с этим звуком.
Постановка звука [С]
Используемая техника постановки, зависит в первую очередь от дефекта звука [С]. Для определения дефекта данного звука можно пройти экспресс-тест «Произношение звука [С]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.
Тем не менее, есть универсальные техники постановки звука, которые можно применять при любом нарушении.
Техники постановки звука [С]
Подражание
Техника является эффективной в случае незначительных нарушений звукопроизношения у ребенка. Для этого ребенку перед зеркалом дается правильный образец звука [С].
Обратите внимание, что зеркало располагается таким образом, чтобы ребенок видел себя и вас одновременно.
Далее ребенку дается инструкция для правильного произнесения звука [С]:
- Улыбнись и открой рот.
- Широкий язык упирается в нижние зубки.
- Сделай вдох через нос и выдохни так, чтобы воздушная струя прошла по середине языка вниз.
- Послушай, получился ли звук [С].
Эту технику можно применять в игровой ситуации, например, раздувая паруса кораблика, сдувая воздушный шарик, получая свист дуя в горлышко узкой бутылки и т.д.
Постановка от опорных звуков
Данный способ отлично помогает, когда в качестве опоры выступают межзубный [С] или мягкий [С’]. Если у вас подобные формы произношения звука, то ребенку можно предложить следующие инструкции:
При мягком [С’]
— При языке, поднятом вверх, ребенку предлагается правильный образец звука, а затем можно попросить повторить следом за вами.
Обратите внимание, что при правильном произношении звука [С] воздушная струя должна быть холодной и направляться вниз. Проверить это можно расположив тыльную сторону ладони малыша перед его губами.
Твердое [С] можно получить, также используя звук [ы] и сомкнув зубы направить воздушную струю вниз, получив [ЫС].
При межзубном [С]
— При языке между зубами и выраженном желобке, можно попросить ребенка произнести звук, расположив язык за зубками.
Обратите внимание, что ребенку перед этим нужно дать образец, задвинув зубы и произнеся правильный [С]
— Если желобок не выделяется, а язык слабый и широкий, то ставим межзубный [С]. Лишь затем формируем правильную артикуляцию звука.
Для закрепления правильной артикуляции ребенку нужно расположить язычок между зубами и можно даже слегка прижать его кончик резцами.
Сформировать желобок поможет упражнение «Ветерок».
Постановка с механической помощью
В качестве помощников можно использовать ручку чайной ложечки, обломанные спичку или зубочистку, ватную палочку.
Для этого взрослый берет любой из вышеперечисленных предметов и располагает малышу на широкий язык, который упирается в резцы. Малыш прикусывает предмет и плавно выдыхая, направляет воздушную струю на кончик языка, при этом ладошкой расположенной у губ проверяется воздушная струя. Она должна быть прохладной.
При правильном выполнении упражнения получается звук [С]. В дальнейшем звук отрабатывается с предметом, а затем без него.
При выполнении этого упражнения необходимо учесть несколько моментов:
- Предмет необходимо положить ребенку на язык не более 2 см. в глубину.
- При шепелявом свисте нужно прижать предмет губами, а не зубами, но воздушная струя при выдохе проходит между зубами.
- На начальном этапе необходимо контролировать нажим предмета, чуть глубже или сильнее. Со временем у вас получиться идеальный [С].
- Обязательно используйте игровые ситуации, например, помочь герою или спасти принцессу, иначе ребенку будет скучно.
Автоматизация звука [С]
Когда звук получился, его нужно начинать закреплять в слогах, затем в словах, а уже потом в предложениях.
Обратите внимание, что если на этапе закрепления звук опять потерялся, нужно вернуться к этапу постановки.
Речевой материал нужно постепенно усложнять, а не требовать с ребенка всего и сразу. Только когда ребенок закрепил звук в слогах, переходите к словам и т.д.
Рекомендации родителям
Вы решили ставить звук самостоятельно, тогда вам нужно проконсультироваться со специалистами. Лучше всего если это будет логопед, который выполнит логопедические пробы и даст рекомендации.
При наличии неврологических заболеваний обязательно нужна консультация невролога, вероятно, что ребенку нужна будет комплексная помощь, включающая логопедическое, медицинское и физиотерапевтическое лечение.
Проводить занятие нужно на положительном эмоциональном фоне, только в этом случае у малыша сохраниться желание заниматься дальше.
Будьте внимательны, время эффективной коррекции можно легко упустить. Если вашему малышу уже 4 года, он не выговаривает звук [С], то уже нужно «бить тревогу». Ведь чем старше ребенок, тем сложнее коррекция.