Постановка звука «С»: этапы, эффективные способы, упражнения

Когда ребенок неправильно произносит [С], это сразу слышно окружающим, ведь данный звук встречается в речи очень часто.

В норме дети уже в 3-4 года должны правильно произносить мягкий [С’]  и твердый звук [С]  . Нарушения произношения данного звука называются сигматизмом, а замены его другими звуками парасигматизмы.

Для определения правильности произношения звука можно пройти экспресс-тест “Нарушения произношения звука [С]”.

Обратите внимание, что результаты теста носят рекомендательный характер.

Этапы постановки звука [С]

Постановка любого звука, в том числе и [С], включает несколько этапов:

– подготовительный,

– постановки звука,

– автоматизация,

– дифференциация.

Подготовительный этап постановки звука [С]

Данный этап является очень важным, и пренебрегать им нельзя, ведь во время подготовительного этапа ребенок при помощи артикуляционных упражнений готовит речевой аппарат к правильному произношению звука. Развитие фонематического восприятия поможет научиться слышать и выделять звук [С] в потоке речи, что значительно облегчит в дальнейшем его автоматизацию и дифференциацию.

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя такие упражнения, как:

«Месим тесто»,

– «Лопатка»,

– «Качели»,

– «Любопытный язычок»,

– «Горка»,

– «Заборчик»,

– «Ветерок» и т.д.

Для развития фонематического восприятия можно предложить к выполнению такие упражнения, как:

– «Верное слово»,

– «Найди лишнее!»,

– «Будь внимателен!».

Обратите внимание, что для подготовки к постановки звука [С] необходимо использовать речевой материал с этим звуком.

Постановка звука [С]

Используемая техника постановки, зависит в первую очередь от дефекта звука [С]. Для определения дефекта данного звука можно пройти экспресс-тест «Произношение звука [С]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.

Тем не менее, есть универсальные техники постановки звука, которые можно применять при любом нарушении.

Техники постановки звука [С]

Подражание

Техника является эффективной в случае незначительных нарушений звукопроизношения у ребенка. Для этого ребенку перед зеркалом дается правильный образец звука [С].

Обратите внимание, что зеркало располагается таким образом, чтобы ребенок видел себя и вас одновременно.

Далее ребенку дается инструкция для правильного произнесения звука [С]:

  1. Улыбнись и открой рот.
  2. Широкий язык упирается в нижние зубки.
  3. Сделай вдох через нос и выдохни так, чтобы воздушная струя прошла по середине языка вниз.
  4. Послушай, получился ли звук [С].

Эту технику можно применять в игровой ситуации, например, раздувая паруса кораблика, сдувая воздушный шарик, получая свист дуя в горлышко узкой бутылки и т.д.

Постановка от опорных звуков

Данный способ отлично помогает, когда в качестве опоры выступают межзубный [С] или мягкий [С’]. Если у вас подобные формы произношения звука, то ребенку можно предложить следующие инструкции:

При мягком [С’]

– При языке, поднятом вверх, ребенку предлагается правильный образец звука, а затем можно попросить повторить следом за вами.

Обратите внимание, что при правильном произношении звука [С] воздушная струя должна быть холодной и направляться вниз. Проверить это можно расположив тыльную сторону ладони малыша перед его губами.

Твердое [С] можно получить, также используя звук [ы] и сомкнув зубы направить воздушную струю вниз, получив [ЫС].

При межзубном [С]

– При языке между зубами и выраженном желобке, можно попросить ребенка произнести звук, расположив язык за зубками.

Обратите внимание, что ребенку перед этим нужно дать образец, задвинув зубы и произнеся правильный [С]

– Если желобок не выделяется, а язык слабый и широкий, то ставим межзубный [С]. Лишь затем формируем правильную артикуляцию  звука.

Для закрепления правильной артикуляции ребенку нужно расположить язычок между зубами и можно даже слегка прижать его кончик резцами.

Сформировать желобок поможет упражнение «Ветерок».

Постановка с механической помощью

В качестве помощников можно использовать ручку чайной ложечки, обломанные спичку или зубочистку, ватную палочку.

Для этого взрослый берет любой из вышеперечисленных предметов и располагает малышу на широкий язык, который упирается в резцы. Малыш прикусывает предмет и плавно выдыхая, направляет воздушную струю на кончик языка, при этом ладошкой расположенной у губ проверяется воздушная струя. Она должна быть прохладной.

При правильном выполнении упражнения получается звук [С]. В дальнейшем звук отрабатывается с предметом, а затем без него.

При выполнении этого упражнения необходимо учесть несколько моментов:

  1. Предмет необходимо положить ребенку на язык не более 2 см. в глубину.
  2. При шепелявом свисте нужно прижать предмет губами, а не зубами, но воздушная струя при выдохе проходит между зубами.
  3. На начальном этапе необходимо контролировать нажим предмета, чуть глубже или сильнее. Со временем у вас получиться идеальный [С].
  4. Обязательно используйте игровые ситуации, например, помочь герою или спасти принцессу, иначе ребенку будет скучно.

Автоматизация звука [С]

Когда звук получился, его нужно начинать закреплять в слогах, затем в словах, а уже потом в предложениях.

Обратите внимание, что если на этапе закрепления звук опять потерялся, нужно вернуться к этапу постановки.

Речевой материал нужно постепенно усложнять, а не требовать с ребенка всего и сразу. Только когда ребенок закрепил звук в слогах, переходите к словам и т.д.

Рекомендации родителям

Вы решили ставить звук самостоятельно, тогда вам нужно проконсультироваться со специалистами. Лучше всего если это будет логопед, который выполнит логопедические пробы и даст рекомендации.

При наличии неврологических заболеваний обязательно нужна консультация невролога, вероятно, что ребенку нужна будет комплексная помощь, включающая логопедическое, медицинское и физиотерапевтическое лечение.

Проводить занятие нужно на положительном эмоциональном фоне, только в этом случае у малыша сохраниться желание заниматься дальше.

Будьте внимательны, время эффективной коррекции можно легко упустить. Если вашему малышу уже 4 года,  он не выговаривает звук [С], то уже нужно «бить тревогу». Ведь чем старше ребенок, тем сложнее коррекция.

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх