Среди речевых нарушений встречаются проблемы со звуком [Ч]. В норме у детей он должен появляться около 3-4 лет. Произношение данного звука считается сложным потому, что он образуется стечением двух звуков [Т] и [Ш].
Обратите внимание, что базовыми звуками для постановки [Ч] являются шипящие звуки.
Артикуляция [Ч]
Звук [Ч] относиться к группе шипящих, но его особое место обусловлено сложным соединением двух звуков.
Давайте рассмотрим работу речевого во время произношения данного звука:
— губы круглые и выдвигаются вперед,
— зубы приоткрыты, между ними прощелину,
— язык в верхней части прикасается в районе альвеол к твердому небу, а его спинка соприкасается с альвеолами,
— характер воздушной струи толчкообразный потому, что ей нужно пробиться через прощелину, которая возникла между языком и твердым небом.
Виды нарушений [Ч]
Эффективная коррекция звукопроизношения возможно при определении вида нарушения, это является актуальным и для звука [Ч].
Для определения правильности произношения звука [Ч] можно пройти экспресс-тест «Нарушения произношения [Ч]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.
Среди причин, которые могут повлиять на звук [Ч] можно выделить:
— слабое развитие речевого аппарата, которое влияет на правильность проговаривания звука,
— низкий уровень фонематического восприятия, в результате ребенок не слышит фонему, а значит, он не сможет её правильно воспроизвести.
Постановка звука [Ч]
Вы уже знаете, что при постановке выделяют ряд обязательных этапов, при этом у каждого этапа выделяют свои цели и задачи:
— подготовительный,
— постановочный,
— автоматизационный.
Подготовительный этап
С данного этапа начинается подготовка к постановке звука. Речевой аппарат готовиться при помощи специальных упражнений, которые в дальнейшем помогут принять правильную артикуляционную позу при произнесении звука.
Кроме этого ребенок учиться слышать звук в потоке речи, для этого выполняются упражнения на развитие фонетико-фонематических процессов.
Для подготовки речевого аппарата к постановке звука [Ч] можно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, а также упражнение, при котором обнажаются зубы и кончик языка стучит по альвеолам со звуком [Т’].
Обратите внимание, что к этапу постановки у ребенка должны быть отработаны опорные звуки [Т’] и [Ш].
Постановочный этап
Постановку звука [Ч] можно выполнить несколькими способами, попробуйте и выберите удобный для ребенка вариант:
Постановка от звука [Т’]
Попросите ребенка быстро произносить [Т’]-[Т’]-[Т’], при этом постепенно язык ребенок должен сдвигать за альвеолы. Упражнение выполняется на улыбке и при правильном выполнении получиться [Ч].
Постановка от [Т’] и [Щ]
Предложите ребенку в быстром темпе, при растянутых в улыбку губах, произнести предложенные выше фонемы [Т’][Щ], в итоге услышите [Ч].
Постановка от слогов
Нужно, чтобы ребенок быстро говорил слоги «ОТЬ, ИТЬ, АТЬ», а взрослый шпателем или другим предметом перемещает язык за альвеолы и получиться «ОЧ, ИЧ, АЧ».
Постановка по подражанию
Для этого способа ребенка нужно познакомить с артикуляцией звука [Ч], показать его в зеркале и попросить повторить. Ребенок должен быть очень внимательным и усидчивым, только в этом случае у него может получиться.
Этап автоматизации
После постановки звука нужно начинать ребенка учить говорить его в сочетании с другими звуками. Делать это нужно в определенной последовательности:
— слоги прямые (ча-чу-чо). а затем обратные (ач-уч-оч),
— слоги со словами (ча-ча-ча-часы),
— слова, где звук в начале, середине и конце слова (чашка, мачта, мяч),
— словосочетания,
— предложения.
Вслед за автоматизацией в случае необходимости можно провести этап дифференциации. На данном этапе ребенок заменять звук, который он произносит в слове неправильно на нужную фонему.
Родители, иногда в своей помощи, мы забываем, что пред нами маленькие дети, поэтому будьте терпеливы, не старайтесь сделать все сразу и уж тем более требовать этого от своего ребенка. Только в этом случае вас и вашего малыша ждет успех.