Звук [Ч]: артикуляция, диагностика нарушений, постановка

Среди речевых нарушений встречаются проблемы со звуком [Ч]. В норме у детей он должен появляться около 3-4 лет. Произношение данного звука считается сложным потому, что он образуется стечением двух звуков [Т] и [Ш].

Обратите внимание, что базовыми звуками для постановки [Ч] являются шипящие звуки.

Артикуляция [Ч]

Звук [Ч]  относиться к группе шипящих, но его особое место обусловлено сложным соединением двух звуков.

Давайте рассмотрим работу речевого во время произношения данного звука:

губы круглые и выдвигаются вперед,

– зубы приоткрыты, между ними прощелину,

– язык в верхней части прикасается в районе альвеол к твердому небу, а его спинка соприкасается с альвеолами,

– характер воздушной струи толчкообразный потому, что ей нужно пробиться через прощелину, которая возникла между языком и твердым небом.

Виды нарушений [Ч]

Эффективная коррекция звукопроизношения возможно при определении вида нарушения, это является актуальным и для звука [Ч].

Для определения правильности произношения звука [Ч] можно пройти экспресс-тест «Нарушения произношения [Ч]». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.

Экспресс-тест

Нарушения в произношении звука [Ч]

«Чайник-бочка-мяч».
Послушайте, как он их произносит и выберите на следующем слайде нужный признак. Далее перейдите, на соответствующие признаку рекомендации, которые подходят для характеристики произношения звука [Ч] вашего ребенка.
Выберите подходящий вариант ответа.

Среди причин, которые могут повлиять на звук [Ч] можно выделить:

– слабое развитие речевого аппарата, которое влияет на правильность проговаривания звука,

– низкий уровень фонематического восприятия, в результате ребенок не слышит фонему, а значит, он не сможет её правильно воспроизвести.

Постановка звука [Ч]

Вы уже знаете, что при постановке выделяют ряд обязательных этапов, при этом у каждого этапа выделяют свои цели и задачи:

– подготовительный,

– постановочный,

– автоматизационный.

Подготовительный этап

С данного этапа начинается подготовка к постановке звука. Речевой аппарат готовиться при помощи специальных упражнений, которые в дальнейшем помогут принять правильную артикуляционную позу при произнесении звука.

Кроме этого ребенок учиться слышать звук в потоке речи, для этого выполняются упражнения на развитие фонетико-фонематических процессов.

Для подготовки речевого аппарата к постановке звука [Ч] можно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, а также упражнение, при котором обнажаются зубы и кончик языка стучит по альвеолам со звуком  [Т’].

Обратите внимание, что к этапу постановки у ребенка должны быть отработаны опорные звуки [Т’] и [Ш].

Постановочный этап

Постановку звука [Ч] можно выполнить несколькими способами, попробуйте и выберите удобный для ребенка вариант:

Постановка от звука [Т’]

Попросите ребенка быстро произносить [Т’]-[Т’]-[Т’], при этом постепенно язык ребенок должен сдвигать за альвеолы. Упражнение выполняется на улыбке и при правильном выполнении получиться [Ч].

Постановка от [Т’] и [Щ]

Предложите ребенку в быстром темпе, при растянутых в улыбку губах, произнести предложенные выше фонемы [Т’][Щ], в итоге услышите [Ч].

Постановка от слогов

Нужно, чтобы ребенок быстро говорил слоги «ОТЬ, ИТЬ, АТЬ», а взрослый шпателем или другим предметом перемещает язык за альвеолы и получиться  «ОЧ, ИЧ, АЧ».

Постановка по подражанию

Для этого способа ребенка нужно познакомить с артикуляцией звука [Ч], показать его в зеркале и попросить повторить. Ребенок должен быть очень внимательным и усидчивым, только в этом случае у него может получиться.

Этап автоматизации

После постановки звука нужно начинать ребенка учить говорить его в сочетании с другими звуками. Делать это нужно в определенной последовательности:

– слоги прямые (ча-чу-чо). а затем обратные (ач-уч-оч),

– слоги со словами (ча-ча-ча-часы),

– слова, где звук в начале, середине и конце слова (чашка, мачта, мяч),

– словосочетания,

– предложения.

Вслед за автоматизацией в случае необходимости можно провести этап дифференциации. На данном этапе ребенок заменять звук, который он произносит в слове неправильно на нужную фонему.

Родители, иногда в своей помощи, мы забываем, что пред нами маленькие дети, поэтому будьте терпеливы, не старайтесь сделать все сразу и уж тем более требовать этого от своего ребенка. Только в этом случае вас и вашего малыша ждет успех.

 

Поделиться статьей:

Галина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх