Иногда, казалось бы, у успешного в обучении ребенка наблюдаются ошибки, с которыми ему самому сложно справиться. В итоге у него появляются тройки, а иногда и двойки по русскому языку.
Нарушения процесса письма, которое проявляется стойкими, повторяющимися ошибками в из-за слабого формирования психических процессов, принимающих участие в процессе письма, называется дисграфия, а ошибки называются дисграфическими.
Чаще всего она проявляется при освоении ребенком письма и чтения, но при этом можно выделить ряд признаков, которые могут указать на возможные дисграфические проблемы в будущем.
Признаки, указывающие на будущую дисграфию у ребенка
Нарушения письма возможны из-за:
- Не развитой устной речи, включающей трудности:
— звукопроизношения,
— анализа и синтеза звуков и слогов в слове.
Как проверить, есть ли у вашего ребнка проблемы с речью? Вы сможете сделать это сами, с помощью экспресс-тестов для разных звуков, которые можно выполнить за несколько минут.
- Слабо развитых видов восприятия:
— пространства,
-зрения,
— слуха.
- Не сформированной моторной сферы.
- Низкой саморегуляции.
- Слабо развитого мышления и внимания.
Группы нарушения письма
Все дети допускают те или иные ошибки, и они могут быть вызваны не только нарушениями письма, но и рядом других причин таких, как:
— высокое эмоциональное напряжение,
— болезное состояние
— сильной усталости,
— особенностей письменных работ, к примеру, выполнение контрольной работы.
Среди стойких нарушений письма связанных с возрастом ребенка выделяют 3 группы:
Трудности при овладении письмом
Данная трудность проявляется в возрасте от 6 до 7 лет в при усвоении алфавита. При этом детям сложно:
— выполнить перевод звука в букву, печатную букву в письменную,
— проанализировать звукобуквенный состав слова.
Помочь преодолеть ребенку трудности обучения помогут развивающие и коррекционные занятия. Особенно важно развитие слухового внимания и зрительного внимания. Они являются предпосылками к правильному письму и чтению.
Вы можете самостоятельно начать заниматься с ребеноком. Обратите внимание курс «Гласные звуки и буквы. Учусь читать!», построенный на основе традиционного метода чтения. При помощи, которого через анимацию и тренировки ваш ребенок запомнит буквы и прочитает первые слова. Тестовые тренажеры, состоящие из из более 300 вопросов, помогут развить слуховое и зрительное внимание, начнут сформировать навыки звукобуквенного анализа, а также работать по инструкции. Подробнее о курсе вы можете узнать кликнув по его названию.
Курс показал отличные результаты с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. По отзывам родителей занятия будут интересны детям ОВЗ, в частности имеющим тяжелые множественные нарушения речи (ТМНР).
Нарушения, связанные с процессом письма
Данные нарушения можно определить в возрасте от 7 до 8 лет, которые приходятся на 1-2 класс начальной школы, когда дети уже научились писать и у них наблюдается смешение печатных и письменных букв, пропуск букв, слогов, слов.
Дисграфия
Диагноз можно поставить ребенку уже в возрасте от 8 до 8,5 лет, при овладении техникой письма. У него появляются стойкие, повторяющиеся при письме ошибки, обусловленные недоразвитием или нарушением процессов обеспечивающих письмо.
Причины дисграфии
О дисграфии известно многое, её уже давно изучают, но наверняка о причинах её появления сказать невозможно. Можно лишь выделить условия, которые могут спровоцировать её появление.
Биологические причины
— патология беременности матери,
— наследственная предрасположенность,
— поражения или нарушения мозга ребенка,
— соматогенные заболевания,
-нейроинфекции.
Социальные причины
— повышенные требования родителей к ребенку,
— несоответствующий возраст для обучения грамоте,
— неподходящий ребенку темп и метод обучения.
Социально-психологические причины
— педагогическая запущенность,
— сниженные социальные контакты,
— длительный отрыв от семьи и дома или синдром госпитализма,
— двуязычие.
Нужно отметить, что дисграфия может появиться в любом возрасте в результате черепно-мозговой травмы, опухолевых процессах, инсульта и ряда других причин. Потеря или снижение слуха и зрения затрудняют получение и обработку информации, что тоже является одной из причин нарушений письма. В зависимости от нарушений может проявиться любая форма дисграфии.
Наблюдайте за своими детьми, следите за их речевым развитием, помогайте и формируйте звуковую культуру речи.